Свыше 500 км дорог построят в Приангарье
Министр транспорта РФ Максим Соколов провел в столице Восточной Сибири совещание по вопросам транспортной инфраструктуры. Он подчеркнул, что Иркутская область динамично развивается. Это касается всех сфер – промышленности, сельского хозяйства и транспорта в том числе. Недавно на территории Приангарья был ликвидирован последний грунтовый разрыв на автодороге, соединяющей западную и восточную части России. Сейчас в области строятся и реконструируются значимые для всей страны магистрали. Взаимодействие федеральной и региональной власти позволяет решать вопросы развития транспортной инфраструктуры комплексно.
Зоны опережающего развития
Максим Соколов подчеркнул, что за счет Дорожного фонда Иркутской области и соответствующих муниципальных организаций вопросы содержания, ремонта, реконструкции и строительства трасс сдвинулись с мертвой точки и вышли на верное направление.
Благодаря взаимодействию федеральной и региональной власти в настоящее время реконструируется важнейшая транспортная артерия – Байкальский тракт, соединяющий Иркутск и поселок Листвянка.
Также развивается железнодорожная инфраструктура. На модернизацию БАМа и Транссиба до 2018 года будет выделено 562 млрд рублей. При этом самый финансово емкий участок находится на территории Иркутской области. Работы по модернизации БАМа дадут серьезный импульс к развитию не только северных территорий Приангарья, но и субъекта федерации в целом.
Воздушные ворота региона – аэропорт. В федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России» до 2020 года предусмотрены довольно большие средства на иркутский авиаузел. В целом, с учетом внебюджетных источников и региональной казны, эта сумма составит порядка 42 млрд рублей. Министр выразил уверенность в том, что поставленная президентом России Владимиром Путиным задача по реконструкции аэропортового комплекса и увеличению пассажиропотока будет выполнена.
Врио губернатора Иркутской области Сергей Ерощенко отметил, что за последние три года в регионе уделялось внимание развитию всех видов транспорта. В Приангарье строятся дачные дороги, новый паром на остров Ольхон, из Иркутска в Японию начали совершать полеты отечественные лайнеры.
Глава региона подчеркнул, что транспортная инфраструктура необходима для реализации крупных проектов – таких как разработка золоторудного месторождения Сухой Лог, строительство магистрального газопровода «Сила Сибири», новых нефтеперекачивающих станций трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» и других.
Марина Садовская, и.о. министра строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, на совещании представила доклад о развитии в регионе сети дорог общего пользования. Она отметила, что протяженность трасс федерального значения на территории Приангарья составляет порядка 1,7 тыс. км, и это без учета «зимников». На сегодняшний день единая дорожная сеть до конца не сформирована. Отсутствует круглогодичная автомобильная связь со многими северными территориями.
В соответствии со схемой террпланирования Иркутской области, стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года в Приангарье выделяется две крупные зоны опережающего развития – северо-сибирский индустриальный пояс и южная зона инновационного развития. В первой из них планируется сформировать два транспортных коридора – западный и восточный. Для этого необходимо завершить строительство дорог Тайшет – Чуна – Братск, «Вилюй», а также реконструкцию трасс Качуг – Жигалово, Жигалово – Казачинское с возведением моста через Лену у села Тутура, где сегодня действует понтонная переправа (начало работ запланировано на 2017 год).
Далее, через автодороги Усть-Кут – Уоян и Таксимо – Бодайбо со строительством моста через Витим будет обеспечена автодорожная связь с Бодайбинским и Мамско-Чуйским районами. В текущем году введут в эксплуатацию 15 км дороги Таксимо – Бодайбо, с 2016 года приступят к реконструкции последнего 16-киломерового участка трассы. Западный и восточный транспортный коридоры соединит автострада Усть-Кут – Магистральный, что позволит создать единую транспортную инфраструктуру для формирования северо-сибирского индустриального пояса. Город Усть-Кут, находящийся на пересечении автомобильных, железнодорожных и водных магистралей, станет крупным логистическим центром. Завершение строительства дороги Киренск – Казачинское и трассы «Вилюй» позволит вовлечь в хозяйственный оборот крупные лесные массивы Жигаловского, Казачинско-Ленского и Киренского районов, а также начать разведку и добычу сырья в перспективной Ангаро-Ленской нефтегазоносной провинции. В 2015 году будет завершено строительство одного из трех участков дороги Киренск – Казачинское. Всего планируется ввести 23 км. Прокладку следующего участка начнут в 2016 году.
Для развития агропромышленного индустриального парка необходима реконструкция автодороги Иркутск – Оса – Усть-Уда. В рамках южной зоны инновационного развития будут реализованы крупные инвестиционные проекты в поселке Листвянка. Реконструкция Байкальского тракта осуществляется по федеральной программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». В октябре текущего года будет введено первые 4 км обновленной трассы. Инвестиционные затраты на строительство региональных дорог оцениваются в 53 млрд рублей. Средства федерального бюджета запланированы в объеме порядка 40 млрд рублей.
В целях развития туризма требуется реконструкция трасс, ведущих к побережью Байкала – Еланцы – Хужир, Тогот – Курма, Иркутск – Большое Голоустное. Основные направления строительства нашли отражение в региональной программе «Развитие автомобильных дорог Иркутской области на период с 2015 по 2022 годы». Реализация программы обеспечивает выполнение поручения президента России Владимира Путина по удвоению объемов строительство автодорог – всего будет введено в эксплуатацию свыше 500 км трасс.
Остро в Приангарье стоит вопрос по созданию обходов городов, в том числе Братска, Нижнеудинска, Тулуна, Усолья-Сибирского, Слюдянки. Также на сегодняшний день 280 населенных пунктов региона не имеют связи с асфальтированными трассами. В ближайшие пять лет 23 села и поселка предполагается обеспечить дорогами с твердым покрытием. В шести населенных пунктах с населением 970 человек они появятся уже в этом году.
На содержание, ремонт и капремонт областных автодорог, протяженностью 12,5 тыс. км, ежегодно направляется 50% Дорожного фонда региона. Суммарный объем бюджетных ассигнований муниципальных дорфондов с участием регионального достигает 2,5 млрд рублей. При этом протяженность автодорог составляет 17 тыс. км. В 2015 году в Приангарье завершается разработка проекта по созданию системы интеллектуального весового контроля и схемы сети автомобильных дорог региона до 2030 года.
Воздушный транспортный узел создадут в Байкальском регионе
Мэр Иркутска Дмитрий Бердников на совещании представил концепцию развития транспортной инфраструктуры города. Он отметил, что назрела необходимость переосмыслить градостроительный подход к территориальному планированию, так как на основе мирового опыта сложилось четкое понимание: создавать условия исключительно для личного автотранспорта бессмысленно. По его словам, не хватит никаких бюджетных средств, чтобы угнаться за уровнем автомобилизации – только за прошлый год количество машин на улицах Иркутска увеличилось на 21 тыс. Сегодня в городе реконструируются развязки, расширяются ключевые дороги, однако наряду с этим вырабатывается совершенно иной подход к решению данного вопроса. Основа концепции такова: в приоритете человек-пассажир, затем велосипедист, далее общественный транспорт и только потом личное авто.
– Мы планируем создать альтернативу личному транспорту, – заявил мэр.
Подробно о том, как это можно сделать рассказал главный архитектор города Сергей Александров. Сейчас, по его словам, через Иркутск зачастую едут те, кому сюда вовсе и не нужно. Генпланом предусмотрена сеть магистральных улиц и большое транспортное кольцо. У граждан появится альтернатива движения – объездная дорога, протяженностью 6,8 км. При этом необходимо строительство моста через Иркут.
Столица региона в концепции рассматривается вместе с соседними территориями. Если взять Ангарск, близлежащие к нему населенные пункты и микрорайон Ново-Ленино Иркутска, то население здесь к 2030 году возрастет с 382 тыс. человек до 500 тыс. В юго-западном направлении население увеличится с 290 тыс. до 360 тыс., юго-восточном – с 212 тыс. до 300 тыс., северо-восточном – со 150 тыс. до 220 тыс. В целом население возрастет с 1 млн 40 тыс. до 1 млн 390 тыс. человек.
В этой связи были определены все болевые точки и 20 приоритетов, с которых необходимо начать изменения. В частности, это строительство объездной дороги – от обходов Первомайского и Университетского до Ново-Ленино. Она, по сути, состыкует две федеральные трассы – «Байкал» и «Сибирь». Далее идут создание южного обхода и его соединение с большим транспортным кольцом, реконструкция Маратовской развязки, завершение улицы Пискунова, пробивка проспекта Маршала Жукова в сторону Чертугеевского полуострова. Также это строительство восточного обхода, пятого мостового перехода из центра города в Ленинский округ и северного обхода.
Плюс ко всему планируется кардинально изменить маршруты движения транспорта. В настоящее время их порядка 80, и большинство автобусов, в том числе пригородных, идет через Центральный рынок.
Концепцией предполагается создание сети транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) федерального, регионального и межрайонного значения. Узел воздушного транспорта рассматривается в Байкальске, железнодорожного – на станции Академической и вокзале Иркутска, на Кае. На станции Военный городок должна появиться линия скоростного трамвая, в рамках которой создадут узлы Ангарский и Ленинский. Первые буквы всех пересадочных узлов составят известное во всем мире слово «Байкал».
Рассматриваются и перспективные ТПУ, в том числе, Чертугеевский, который свяжет Иркутск со Священным озером водным путем.
При реализации концепции пригородный транспорт прекратит движение по территории города. Автобусы будут доезжать только до пересадочных узлов, где пассажиры пересядут на городские маршруты, которые планируется сократить с 80 до 40. Троллейбусы должны появиться в каждом районе Иркутска, в том числе в Ново-Ленино. Всего в городе создадут восемь ТПУ, в каждом будет сосредоточено от четырех до семи видов транспорта.
Еще один перспективный проект на совещании представила Восточно-Сибирская железная дорога. В рамках реконструкции иркутского железнодорожного вокзала предполагается строительство новых зданий – пригородного сообщения и дальнего следования, а также 15-го пути для отправки туристических маршрутов. С привокзальной площади необходимо переносить здание «Почты России», на его месте рассматривается строительство гостиницы и автостанции. Железнодорожный вокзал соединят с набережной Ангары, где разместится речной вокзал.
На заседании рассмотрели и вопросы развития водного транспорта Иркутской области. Речь шла о необходимости обновления пассажирского флота на Байкале и решении проблемы сбора подсланевых (нефтесодержащих) вод – сегодня этим занимается всего одно судно. Также был обозначен вопрос контроля за перевозками по воде. Участники совещания сошлись во мнении: законодательная база требует изменений, ответственность за перевозки без лицензии должна быть усилена.
Максим Соколов подчеркнул, что этой теме важно уделить особое внимание. Кроме того, он поддержал предложение правительства Иркутской области по созданию рабочей группы, которая займется вопросами взаимодействия всех видов транспорта. Главой Приангарья Сергеем Ерощенко поставлена задача увязать эти виды так, чтобы каждый житель Иркутской области или ее гость мог с одним билетом добраться в любую точку региона.