04.09.2015 07:15
Рубрики
Культура
04.09.2015 07:15

Иркутск сквозь призму тысячелетий

В краеведческом музее представили артефакты из «Главковского некрополя»

Культовые предметы из захоронений, которые вдвое старше Египетских пирамид, можно увидеть на выставке «Глазковский некрополь: время и люди». Она открылась в музейной студии Иркутского областного краеведческого музея. Всего в экспозиции представлено более 300 экспонатов из фондов и лаборатории археологии и палеоэкологии ИГУ. И это лишь малая часть находок из самого крупного захоронения на территории Сибири и Дальнего Востока – единственного в мире древнего некрополя, расположенного в центре мегаполиса.

– Эта выставка доказывает, что на территории современного Иркутска люди живут не 355 лет, как принято думать, а более 6–7 тыс. лет, – отметил и.о. министра культуры и архивов Виталий Барышников. – Уникальность этого объекта, который уже на протяжении более 100 лет известен мировому научному сообществу, недооценена. Наша задача – сделать так, чтобы эти удивительные артефакты стали известны не только ученым и посетителям выставки, но и всему миру.

В экспозиции можно увидеть ритуальные предметы быта древних людей – ножи, топоры, скребки, игольники, тесла, костяные иглы, рыболовные крючки, наконечники стрел, булавки и предметы декоративно-прикладного искусства. Также на выставке можно познакомиться с биографиями исследователей некрополя, которые сохранили артефакты для потомков – это Николай Витковский, Михаил Герасимов, Павел Хороших и другие. Здесь же представлены фотографии и графические реконструкции погребений, а также эскизы первого в Восточной Сибири археологического парка, выполненные известным скульптором Даши Намдаковым. Научный комплекс позволит не только сохранить, но и популяризовать уникальный исторический могильник. Напомним, что по оценкам археологов, на территории современно парка Парижской коммуны находится более 50 нетронутых погребений.

– По поручению губернатора мы ведем работу по созданию музея «Глазковский некрополь», который был задуман еще в 20-е годы XX века, – рассказал Виталий Барышников. – К сожалению, до сих пор нет безупречных технологий сохранения этого объекта, которые позволили бы нам, не потревожив захоронения, сделать их доступными не только специалистам, но и любому человеку. На наш взгляд, это должен быть музей, обращенный в будущее, ведь, возможно, через 100–200 лет откроют новые методы анализа артефактов, поэтому важно, чтобы они находились в родной земле. Однако дорогу осилит идущий, и эта выставка – очень важный шаг к тому, чтобы иркутяне начали воспринимать историю своего края сквозь призму тысячелетий. Вдумайтесь, ведь Глазковский некрополь вдвое старше Египетских пирамид, которые известны любому человеку на земле. Наш памятник более уникален, ведь микроклимат почв создал высокую сохранность органического материала, который за 7 тыс. лет в других условиях был бы уже уничтожен. Кроме того, подобных предметов первобытного искусства не так много на нашей планете. 

Тем не менее Глазковский некрополь уже много раз был потревожен в прошлом. Впервые он был открыт талантливым сотрудником иркутского музея Николаем Витковским. Когда городской голова Владимир Сукачев строил детский приют в 1887 году, рабочие обнаружили древние захоронения, в которых останки людей находились в сидячем положении. Николаю Витковскому удалось собрать артефакты из девяти потревоженных захоронений.

Более 300 захоронений было уничтожено позднее при строительстве Транссибирской магистрали. Неграмотные рабочие не придавали значения находкам, а изделия из нефрита, которые находили в древних могилах, продавали китайским торговцам.

Прорыв в исследовании «Глазковского некрополя» совершил известный ученый Михаил Герасимов. В 1927 году во время работ в саду «Циклодром» (ныне – стадион «Локомотив») рабочий наткнулся на древнее захоронение. Михаил Герасимов не только нашел еще несколько одиночных и групповых захоронений, но и восстановил облик древних людей по черепам.

– Эта выставка основана на научном подходе, и для нас это своеобразный конспект для работы, – говорит директор Иркутского краеведческого музея Дмитрий Люстрицкий. – Тот факт, что на Глазковской горе найдено столько же погребений, сколько на территории всей Сибири и Дальнего Востока, говорит о том, что Восточная Сибирь была перекрестком цивилизаций – местом, где формировалась монголоидная раса. Поэтому потенциально это исключительный туристическо-рекреационный ресурс. Но для этого нужно сделать погребения доступными, понятными и создать целый археологический парк.

Более поздние раскопки на памятнике проводились в связи с реконструкцией Парка Парижской коммуны в 1980–1984 годы. Руководил ими археолог Владимир Базалейский.

– Глазковский некрополь – это могильник-локомотив, – подчеркнул он. – Примерно 7 тыс. лет назад сюда пришло китойское население и оставило ранненеолитический могильник. Он охватывал территорию вдоль распадка, который идет от остановки «Райсовет» к улице Пушкина и от улицы Касьянова до северной трибуны стадиона «Локомотив». Треть его была раскопана археологами, треть сохранилась, и треть была разрушена градостроительством. Другой могильник располагался на территории современной городской больницы № 5 возле вокзала, его начали разрушать в 1887 году и закончили при строительстве железной дороги. Там были сидячие погребения возрастом от 4 тыс. до 4,5 тыс. лет назад. Третий могильник, который был назван Глазковской культурой, располагался по восточному склону горы над Ангарой – от вокзала до остановки Джамбула. Там находились вытянутые могилы с каменными кучами в ногах. Он также был разрушен. Последние два погребения с этого могильника нам удалось раскопать в 2002 году. Другой могильник располагался там, где сейчас стоит Глазковская церковь. Он тоже сильно пострадал при строительстве железной дороги.

Кстати, именно Владимир Базалейский поднял из могильника особенно интересные предметы, которые можно увидеть на выставке. Например, артефакты, выточенные из кости головы лося, одна из которых была найдена на месте черепа в древнем погребении.

– В Глазковском некрополе были двойные погребения, где мужчина и женщина захоронены валетом, – рассказала заведующая музейной студией краеведческого музея Юлия Стременецкая. – Предположительно, это были муж и жена, или господин и служанка. Академик Окладников предполагал, что у людей китойской и глазковской культур, чьи захоронения находятся в некрополе, существовало бытовое рабство, и если хозяин умирал, то с ним убивали слугу или служанку и клали в могилу с погребальным инвентарем, чтобы слуга продолжал служить ему и там. В глазковской культуре существовал также обряд расчленения, когда голову отделяли от тела. Зачем это было нужно, ученые могут теперь только гадать. Однако кто знает, сколько еще открытий таит в себе этот объект.