23.09.2015 07:15
Рубрики
Общество
Теги
23.09.2015 07:15

Шел к цели, не сбиваясь с курса

Патриарху иркутского настольного тенниса, заслуженному тренеру России Игорю Зусману 21 сентября исполнилось бы 80.

«Не к теще на блины…»

На день рождения любимой супруги Игорь Карпович пригласил многочисленных друзей и родственников, позвонил домой, что скоро будет, и упал как подкошенный. Сердце подкачало…

Он никогда не был «удобным» человеком. Если в работе что-то шло не так, как надо, или кто-то обижал его учеников, то внешне «железный» и уравновешенный Зусман метал молнии. При его появлении в родном спорткомитете хозяева кабинетов вздрагивали. Ох, и доставалось тем, кто не хотел понимать, во имя чего старший тренер сборной области по настольному теннису отнимает их драгоценное время. Скрипучим голосом Игорь Карпович монотонно, но доходчиво излагал: «Если вам трудно исполнять свои обязанности, найдите другое занятие. Я не к теще на блины пришел, за моей спиной десятки воспитанников, у нас на носу ответственные соревнования».

Кривились, ругали за спиной. Не тогда ли он сжигал свои нервы и сердце? Но разве об этом думалось. Он жил теннисом, который был его судьбой. Характер, понятно, не сахар – жесткий, деспотичный. А кто, скажите на милость, из талантливых людей сговорчивый и без своего мнения? Не знаю таких. Природой ли заложено, воспитание ли такое. Игорь Карпович, между прочим, унаследовал добрую семейную традицию – трудиться на полную катушку и надеяться только на себя. Он шел к цели, не сбиваясь с курса, Иначе это был бы не Зусман. А он был тренером, которого хорошо знали и ценили не только в родном отечестве, но и далеко за пределами.

Уроки детства

Коренной иркутянин, он родился в большой семье четвертым ребенком. Учиться в школе помешала война. Вкуснее жмыха, которым порой их угощал добрый конюх расположенного рядом конного двора, казалось, на свете ничего нет. Кто сильнее и ловчее, решали уличные драки и игры в войнушку. Синяк под глазом – признак отваги. Счастливый день и неописуемая радость – возвращение с войны отца. Как и все мальчишки, Игорь до посинения гонял футбольный мяч во дворе, слыл бомбардиром в детской команде. Но однажды забрел в клуб промкооперации, где серьезные дяди облюбовали себе место для настольного тенниса. Белый шарик молнией мелькал над столами, восхитив и ошеломив паренька. Смастерив себе ракетку из обычной фанеры, наклеив на нее резину с пупырышками, купленную в аптеке, он стал завсегдатаем клуба, удостоившись вскоре права сразиться с лучшими.

– Ну, покажи, Игорек, чему научился, – сказали ему, – если не проиграешь с сухим счетом, значит, ракетку держать умеешь.

Первого соперника Игорь разделал под орех, второго – почти под копирку. Его зауважали: «А малый-то не промах».

Такими были первые шаги. А потом – безраздельное чемпионство в городе и области, успехи на молодежном первенстве республики. Отец увлечение сына не одобрял: «Не серьезно это. Другое дело – врач или бухгалтер», – наставлял он.

Чтобы не огорчать отца, Игорь поступил учиться в госуниверситет на географический факультет, а после окончания долго преподавал в пединституте. Но душа принадлежала пинг-понгу, и он параллельно на общественных началах тренировал теннисистов в «Спартаке». Настолько успешно, что Ольга Варапаева стала бронзовым призером Кубка СССР, а Ольга Павлюк-Матиенко – чемпионкой СССР среди девушек и серебряным медалистом первенства Европы. Достижения учеников шли со значительным опережением: в 28 лет Зусман – наставник сборной России, в 38 – заслуженный тренер РФ. Выбор в пользу спорта был сделан решительно, Игорь Карпович полностью переключился на профессиональную тренерскую стезю.

«Байкал» – уникальная школа

В итоге выиграл иркутский и российский пинг-понг: Алла Потапова – чемпионка Европы среди молодежи, Вероника Крестьянинова – вице-чемпионка континента среди юниорок. Уникальная школа, созданная Зусманом, дала плеяду выдающихся учеников, прославившихся на союзных и российских турнирах: братья Крутеры, Михаил Майоров, Ольга Соколова, Рита Деменкова, Татьяна Шерстова, Сергей Грудинин, Конечно, они были гордостью патриарха. И не только за спортивные успехи. Свое предназначение Игорь Карпович видел в воспитании личности. Многие его подопечные в разное время занимали высокую нишу в разных сферах деятельности. Виктор Юдин – председатель областного арбитражного суда, Марк Крутер – адвокат и писатель, Александр Смирнов и Александр Аргучинцев – ректоры госуниверситета… Но не профессия и должности учеников имели решающее значение, главное – они согревали душу и сердце Зусмана сознанием, что он высоко несет звание тренера, педагога.

Иркутская школа настольного тенниса «Байкал», нашедшая приют под крышей стадиона «Труд», завоевала репутацию одной из ведущих в стране. Здесь тренер с помощниками пестовали своих воспитанников.

«Байкал» – трехкратный победитель командного чемпионата России. Причем одна победа пришлась на 70-летие Игоря Карповича, лучшего подарка юбиляр и желать не мог. «Байкал» достойно сражался с сильнейшими зарубежными клубами в европейских кубках. Без Зусмана нереальным был бы грандиозный международный турнир на призы журнала «Олимпийская панорама» с участием звезд мировой величины, дважды прошедший в столице Восточной Сибири. Под стать ему были и международные соревнования на призы губернатора Иркутской области, выступать в которых считали за честь сильнейшие мастера Китая, Японии, Кореи и ведущих европейских держав. А народные игры на 100 столах в аллее, ведущей к стадиону «Труд»? Это тоже событие уникальное, и автор один – Зусман.

Игоря Карповича не стало летом 2007 года. Лучшим признанием его заслуг служат воспоминания известных коллег.

Адам Шерара, президент международной федерации пинг-понга:

– Как член Федерации настольного тенниса РФ и руководитель клуба «Байкал», Игорь Зусман проделал колоссальную работу. Международные турниры в Иркутске – главным образом заслуга Зусмана. Его авторитет в мире настольного тенниса огромен.

Алексей Барабанщиков, заслуженный тренер СССР и России:

– Был знаком с Игорем Карповичем целую вечность, с 60-х годов прошлого столетия. Знакомство переросло в большую дружбу, которой я всегда дорожил. Город на Ангаре для меня считался не только Меккой сибирского пинг-понга, а центром крупнейших турниров. Бывая в Иркутске, всегда восхищался уникальной способностью Игоря Зусмана проводить столь масштабные состязания. Он оставил яркий след.