23.09.2015 11:00
Рубрики
Культура
23.09.2015 11:00

Театральный экзамен на родине Вампилова

X Международный фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова открылся 20 сентября в Иркутске традиционным возложением гроздьев рябины к памятнику драматурга. Возле драмтеатра в этот день собрались участники и зрители, многие танцевали под звуки оркестра, и в воздухе витало предвкушение театрального праздника. Напомним, фестиваль проходит при поддержке Министерства культуры РФ и правительства Иркутской области.

– Нужно иметь большое мужество и любовь к театру, чтобы в наши трудные времена собрать такой фестиваль, – обратилась к иркутянам и гостям фестиваля известный театральный критик Вера Максимова. – Но Иркутск – совершенно особенный город. Здесь есть чувство памяти, начиная с декабристов и Колчака, именно оно определяет климат города. Очень тяжело, что сегодня с нами нет Валентина Распутина, но он навсегда останется в нашей памяти. Лично для меня он был великим человеком с потрясающим чувством русского слова и характера. И вот этот драматург, который стоит за моей спиной, тоже дорог мне. Это очень современный автор, который предвидел и описал множество смыслов и человеческих типов. Важно, что в вампиловской драматургии сегодня остается много нерешенных вопросов.

Открыл фестиваль на большой сцене спектакль «Старший сын» Санкт-Петербургского государственного театра «Мастерская» в постановке лауреата Государственной премии, режиссера Григория Козлова. Сам театр был создан в 2010 году на основе выпуска актерско-режиссерского курса Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (СПбГАТИ), где преподавал мастер. Тогда популярные среди зрителей работы учебной мастерской были перенесены в новое помещение театра на набережной Невы.

В день открытия фестиваля зрители, пришедшие на спектакль, увидели всех артистов на сцене. Вместе под звуки популярных в 1950–1960-е годы советских песен они создавали атмосферу танцплощадки. Потом на сцену вышел сам Григорий Козлов:

– Мы посвятили спектакль моим родителям и дедам наших артистов, которые, как Булат Окуджава, Давид Самойлов, Михаил Туманишвили, были опалены пламенем войны, но при этом смогли сохранить себя. Один их них – мой отец, несмотря на все трудности, жил честно, обычной человеческой жизнью.

Тогда зрителям сразу стал ясен смысл простых, но эффектных декораций спектакля. Вся сцена была затянута белыми простынями, на которых напечатаны снимки известных фронтовиков и родственников артистов, а над ними возвышалась фотография Александра Вампилова.

Спектакль и начался с того, что каждый актер, указывая на фотографию, рассказал небольшую историю о своем родственнике. Этот ход ненавязчиво сократил дистанцию между актерами и зрителями, ведь люди, о которых узнаешь такие личные подробности, уже как бы и не являются для тебя чужими. В некотором роде в этом и заключается один из сквозных смыслов постановки, что «все люди – братья», и порой чужой человек может понять тебя лучше и стать ближе, чем твои родные. Как и обманом проникший в дом Сарафановых Бусыгин сердцем прочувствовал жизнь этой семьи и даже нашел в нем любовь. В постановке есть все, чего ждешь от спектаклей по пьесам драматурга – мягкий, но глубокий и ироничный юмор, невыдуманная правда человеческих отношений, когда сердце «разговаривает» с сердцем, сочные, но правдивые герои, которых талантливо сыграли артисты, и добрый свет, который есть во всех вампиловских пьесах. Неудивительно, что в финале слезы блестели в глазах и у зрителей, и у артистов, а аплодисменты были направлены вверх, туда, где висел портрет драматурга.

– Мы очень рады, что сыграли нашего любимого «Старшего сына» на родине Александра Вампилова, тем самым сдав очень важный для нас экзамен, – обратился к зрителям в финале Григорий Козлов. – Кстати, артист Вадим Лобанов, который играл Бусыгина на этой самой сцене в первой постановке пьесы, был председателем первого в истории нашего театра студенческого фестиваля и вручил нам Гран-при за этот спектакль. Но мы все равно очень волновались.

В эти же самые часы на камерной сцене театральный центр «Амфитрион» из Москвы играл «Утиную охоту» – самую известную пьесу Александра Вампилова в очень необычной интерпретации.

– Я как режиссер придерживаюсь вахтанговского метода – содержание вскрыть, форму нафантазировать, – пояснил на пресс-конференции режиссер Александр Власов. – У нас в этой постановке форма необычная, по сути, это спектакль-балет, в котором звучит музыка Петра Чайковского «Лебединое озеро» и Камиля Сен-Санса. Вампилов для меня как автор стоит в одном ряду с Гоголем, Пушкиным и Чеховым. Мой первый спектакль в качестве режиссера – «Провинциальные анекдоты». С одной стороны, комедия – нужно, чтобы люди смеялись, но за этой комедией стоит наша российская человеческая трагедия.

Событием второго дня фестиваля стал спектакль «Мцыри» по произведению Михаила Лермонтова Школы драматического искусства, которая была основана в 1987 году великим русским режиссером Анатолием Васильевым. Романтическая поэма о свободе в постановке ученика маэстро Михаила Мишина превратилась в удивительное по красоте ритмическое действо, в котором стихи Михаила Лермонтова, духовные песни, живая игра на виолончели и ударных, пластический танец, стильные декорации и костюмы заворожили зрителей.

– Идея соединения движения и текста идет из моей биографии, ведь я начинал как пластический актер, а потом закончил ГИТИС как режиссер драматического театра, – рассказал Михаил Мишин. – На мой взгляд, сочетание движения и слова, поиск этой грани между ними и ее истончение обогащает то и другое. Наткнувшись на поэму «Мцыри» в детстве, я был заворожен художественной красотой страстей, природных сил, а в зрелом возрасте меня вдруг охватило страстное желание прожить этот текст своим телом. Самое главное в этой работе то, что актер, пытаясь вскрыть чувства и образы героя, противоречия жизни, познает свою профессию и самого себя.

Главного героя Мцыри, несчастного юношу, вырванного из семьи и воспитанного монахами, исполняют сразу три артиста. Сам режиссер, который своей физической подготовкой не раз срывал восторженные восклицания зрителей, сыграл Мцыри поверженного. Окрыленного надеждой Мцыри исполнил Евгений Поляков, а Мцыри борьбы, который вступает в схватку с Барсом (Алан Кокаев), воплотил на сцене Георгий Фетисов.

– Все большее обращение к телу, действию в сегодняшнем театре происходит от того, что люди меньше двигаются и познают мир через экран телефона, – подчеркнул Михаил Мишин. – Тогда возникает вопрос: почему мы не можем почувствовать и воплотить текст вибрацией тела? Ведь, на мой взгляд, тело – это батарейка, из которого происходят все смыслы. И все литературные записи были сначала происшествием психофизическим, а потом через отстранение стали текстом. На мой взгляд, хороший текст всегда пробуждает чувства, а они живут именно в теле.

И режиссер доказал эту сентенцию действием, масштаб и глубину которого, действительно, трудно описать словами.

В этот же день на камерной сцене Братский драматический театр сыграл спектакль «Легкий способ бросить курить» по пьесе Михаила Дурненкова. Об этом читайте в следующих выпусках газеты.