24.09.2015 10:15
Рубрики
Культура
Теги
24.09.2015 10:15

Обряд поклонения Матери-земле

Прошел в Эхирит-Булагатском районе

В местности Капсал Эхирит-Булагатского района был совершен обряд «Поклонение Матери-земле» («Газарай эжэндэ»). Последний раз такой обряд проводился 150 лет назад.

Летом в Усть-Ордынский на Аскисзкий форум приехали старейшины Алтая, чтобы установить контакты, помочь в налаживании связи человека с природой. Именно мощи и силе природы верят и поклоняются алтайцы.

Второй приезд в окружной центр четверо представителей Алтая посвятили помощи в проведении обряда. Как они сами говорят, мы нашли место поклонения духам природы, где впоследствии должны проводиться два раза в год общественные моления.

Жители Бохана, Осы, Иркутска, Усть-Ордынского, Улан-Удэ приехали 21 сентября в местность Капсал. У подножия возвышенности их ждало необычное сооружение из каменного плитняка: по четырем сторонам света выложены тумбы в половину человеческого роста, срединный венчает столб с вырезанными из кедра фигурками золотистого степного орла и белоснежной байкальской чайки. Под фигурками развеваются четыре платка разных цветов.

Процесс поклонения начинается с омовения рук. Затем участники обряда разделяются: мужчины встают вперед, женщины – за ними. По очереди люди повязывают на растущую березу ленты четырех цветов – белого, желтого, зеленого и синего. Белый цвет означает Белую Веру – чистый разум, стремление к хорошему и доброму. Желтый посвящен горам, тайге, это своего рода благодарность за урожай, подаренный природой. Зеленый символизирует рост, расцвет. И синий – просторное и глубокое небо.

Основной момент поклонения происходит возле святилища «Тагыл» – так называется сооружение из каменного плитняка. Люди заранее извещены о том, что с собой надо взять молоко, чашу. И ни грамма спиртного!

Обряд проводили сторонники поклонения белой пище. На пяти очагах они разжигают огонь. Священнослужители «кормят» очаги молоком, сыром, бульоном, мукой, шаньгами, топленым маслом, бараниной. Крик двух степных орлов, парящих в небе, извещает о том, что люди «услышаны». По поверью, в образе птиц спускаются на землю наши предки.

И тут заиграл сур – дудка монголо-язычных народов. Звук ее похож на дуновение степного ветра. Под его аккомпанемент запела одна из участниц обряда. Женский грудной голос гармонично вписался в шум природы и стал ее частью. На смену пришли алтайские певцы. Сурхун Албанов, Алтабас Сандыков сопровождают горловое пение на национальных струнных инструментах – тобшуур. Приходит время участникам обряда обойти два раза очаги и побрызгать молоком.

Завершился обряд всеобщим поклонением. Люди во время церемонии сидят на коленях. Действительно, по окончании появляется чувство очищения, укрепления жизненной силы. По мнению шаманов, участники обряда не только сами получили благословение от Матери-земли, но и ее благословили.

Перед началом обряда была сварена баранина. Всех участников потчуют свежим мясом и бульоном. Удивительный пейзаж настраивает на лирический лад: мы находимся на возвышенности, с которой открывается вид на реку Мурин. У всех невольно возникают ассоциации с теми событиями, которые происходили здесь 150 лет назад, когда в Капсале последний раз собирались наши предки и поклонялись родной земле, ее хозяевам.

По версии алтайцев, буряты пришли на байкальские просторы из их края под предводительством Мэргэн-батора и его жены Айны. Легенд о происхождении бурят множество, эта – одна из самых красивых и может претендовать на правдоподобность.

Гости с Алтая преодолели сотни километров, чтобы помочь в возрождении старинных ритуалов. Культовое сооружение, возведенное ими, должно стать началом нового духовного возрождения земли и живущих здесь людей.