25.09.2015 07:15
Рубрики
Общество
Теги
25.09.2015 07:15

Редкие находки иркутских археологов

Археологический сезон иркутских специалистов в 2015 году был довольно насыщен – поездка на Аляску в поисках затонувшего два века назад судна и лагеря спасшихся с него людей, открытие семи новых стоянок на северо-западе озера Байкал, исследование жилищ каменного века, вала Чингисхана, города, построенного в период существования державы Хунну, и многое другое.

В поисках затонувшего судна

Об итогах археологического сезона рассказал заведующий лабораторией археологии ИрНИТУ Артур Харинский. Начал он с самого интересного – поездки в Северную Америку. В экспедиции участвовали специалисты из России, Канады, Америки. Причем среди американских археологов были и представители нашей страны, которые ранее эмигрировали в штаты.

– В январе 1813 года судно «Нева», которое снабжало всем необходимым жителей Русской Америки, наткнулось на рифы и затонуло недалеко от острова Крузов, – провел экскурс в историю Артур Харинский. – Первую шлюпку, спущенную на воду с женщинами и детьми, тут же перевернуло волной. В целом же из 90 пассажиров судна спаслось около 20 мужчин, которые два месяца жили на острове. Потом их увидел местный мальчик, рыбачивший в тех местах, и сообщил о русских моряках жителям города Ситки.

До сих пор неизвестно, где затонуло судно, и где потом обосновались выжившие. Американские ученые уже проводили исследования морского дна, а также зондирование с помощью металлоискателей. Они нашли железные топоры, по форме похожие на русские того времени, отдельные детали оснастки корабля.

– Руководствуясь этими находками, мы и создали команду, которая отправилась на археологические исследования, – продолжил профессор. – Хотя были некоторые сложности. На этом острове находится потухший вулкан, который у коренного населения Аляски считается святыней. Поэтому индейцы выразили недовольство по поводу раскопок. Руководителям проекта и властям Ситки удалось договориться с общиной индейцев-тлинкитов, проживающих в городе и его окрестностях, и те дали согласие.

В ходе раскопок было найдено много вещей, которые относятся к XIX веку и косвенно указывают на пребывание русских моряков. Это пули, кремневые составляющие механизмов ружей, металлические обломки, небольшое количество костных остатков. Но стопроцентных доказательств того, что именно здесь находился русский лагерь, археологам так и не удалось получить.

– Работа была интересной – мы прикоснулись к прошлому своего народа. Полезным был опыт работы с американскими коллегами. Мы увидели, как организуются археологические работы разведочного плана на территории, где нет никаких средств коммуникации, человеческого жилья, где ходят медведи и олени, а около берега плавают огромные касатки и киты, – вспоминает Артур Харинский.

Он также отметил, что иркутский технический университет давно работает с американскими коллегами. Археологи двух стран вместе вели, например, раскопки в Иркутске, на месте, где располагалась контора Русско-Американской компании, и на территории Тальцинского стекольного завода, изделия которого поставлялись в Америку.

Древние городища

В этом сезоне археологи ИрНИТУ с коллегами из Владивостока и Читы продолжили раскопки памятников XIII–XIV веков на территории юго-восточного Забайкалья. Эти места считают центром образования будущего монгольского народа – создателя великой державы, которая потом покорила большую часть Евразии.

– Мы занимались раскопками Кондуйского городища, которое находится недалеко от станции Борзя, – продолжает Харинский. – Нашли много интересного материала, разобрались с архитектурой сооружения дворцового типа. Кстати, фрагменты дворца, найденные местными жителями еще в XIX веке, использовались тогда казаками в строительстве. Так, мы обнаружили полуразрушенную церковь, из стен которой торчат головы драконов.

Не сворачивая с восточного направления, ученые в это лето исследовали еще один объект – вал Чингисхана. Как говорит профессор, это огромное фортификационное сооружение длиною в 730 км. Оно простирается по территории Восточной Монголии, Китая и Забайкалья. Кстати, вал был построен еще в Х веке, в период правления империи Ляо, то есть до рождения Чингисхана. Оборонительное сооружение, представляющее собой большое земляное укрепление, позволяло защищаться городищам от северных варваров.

Во время раскопок археологи выяснили, что при строительстве вала использовались элементы китайской архитектуры. Так, большой участок земли был отсыпан мелкой супесью, которая сохраняла чистоту на территории. Не исключено, что сооружение строили военнопленные китайцы. На это, по словам археолога, указывают створки моллюсков и останки сазанов – кочевники рыбу не ели.

Успели поработать иркутские археологи и в Монголии – на раскопках хуннских городищ. Как отметил Артур Харинский, хунны больше известны как кочевой, скотоводческий народ. На самом же деле они создали достаточно мощное государство в Центральной Азии. Одно из самых известных их городищ находится недалеко от Улан-Удэ – в Иволгинске.

– В Монголии их начали исследовать совсем недавно, – говорит профессор. – Поэтому мы решили помочь в восстановлении истории и провели исследование одного из городищ. Артефактов почти никаких не найдено, одна только черепица того времени. Это указывает на то, что городище не было постоянно посещаемым и являлось временной резиденцией. Мы планируем еще два года вести раскопки на этом памятнике. Надеюсь, выясним, что это за сооружение и для чего оно использовалось.

«Коврижка» каменного века

В этом году продолжились раскопки жилищ эпохи каменного века на реке Витим в Бодайбинском районе. Археологи называют эти стоянки «коврижками». Нынче они работали на объекте «Коврижка-4», который открыли в 2012 году. По результатам исследования научный сотрудник лаборатории археологии ИрНИТУ Алексей Тетенькин попытался восстановить быт древнего человека:

– Жилище было круглым, 4,2 м в диаметре. Половина его обложена валунами. Любопытно, что из 12 камней шесть организовано попарно: один округлый и один плоский. Это может говорить о неотделимых от быта ритуалах и религии древних людей. В центре жилища расположено костровище. Нынче мы раскопали еще одно – на входе. Внутри жилища выделяются женская и мужская зоны. В первой половине найдены предметы домашней деятельности – скребла, ножи, а во второй – материал, из которого изготавливались наконечники метательных охотничьих копий. Пол оказался розового цвета. Скорее всего, он был засыпан охрой и растертым в мелкий порошок гематитом. В археологии байкало-платовского нагорья такое встречается впервые.

Загадкой для археологов стал возраст жилища. По словам Алексея Тетенькина, еще весной ученые были почти уверены в датировке – 8,3 тыс. радиоуглеродных лет (или 9 тыс. календарных). Однако по костным останкам в шведской лаборатории определили возраст жилища – 15 тыс. лет. Теперь сотрудникам университета предстоит проводить дальнейшие исследования, чтобы выяснить, какой возраст ближе к истине.

Алексей Тетенькин также заметил, что памятник «Коврижка-4» довольно уникальный, поскольку был погребен паводковыми песками реки Витим, благодаря чему идеально сохранился. В пяти метрах от жилища археологи обнаружили продолжение этого культурного слоя (валуны, охра, костные останки), что обещает новые находки в будущем.

– Интересных находок более раннего периода, за исключением остатков жилищ, обнаруженных на палеолитических стоянках Мальта и Буреть, никому в Приангарье сделать не удавалось, – добавил Артур Харинский.

Задел на будущее

Параллельно с раскопками сотрудники университета обеспечивали задел на будущее – проводили разведку северо-западного побережья Байкала. Как рассказал научный сотрудник лаборатории археологии ИрНИТУ Дмитрий Кичигин, поиски новых археологических объектов велись в малоизученном районе – от мыса Елохин и далее на север. Работы осложняли лесные пожары, тем не менее, было найдено семь новых объектов эпохи бронзового века и подтверждено еще столько же. В основном археологам попадались фрагменты керамической посуды того времени.

– Керамика является мощным индикатором той или иной эпохи, – говорит Дмитрий Кичигин. – Например, мы находили кувшины с оттисками шнура, характерные для Прибайкалья. Есть экземпляры керамики с оттисками рифленой лопатки, рубчатая или керамика с ромбическими оттисками.

В окрестностях села Кумора в долине Верхней Ангары археологи обнаружили ранее неизвестную стоянку в устье реки Харчовки. Хотя надеялись выйти на могильник эпохи неолита и бронзы, ориентируясь на найденные местными жителями артефакты – нефритовые тесла, топоры.

После насыщенного археологического сезона у ученых теперь есть время осмыслить результаты проведенной работы, ликвидировать пробелы в истории и, возможно, сделать новые открытия.