27.09.2015 20:45
Рубрики
Спорт
Теги
27.09.2015 20:45

Сибирская симфония Надежды Чижовой

29 сентября воспитаннице усольского спорта, обладательнице полного комплекта олимпийских медалей (золотой, серебряной и бронзовой) в толкании ядра, заслуженному мастеру спорта СССР, кавалеру трех орденов Надежде Чижовой – 70 лет.  

Ушла непобежденной

Она как-то сказала: «Мне крупно повезло, что с первых шагов в спорте надо мной шефствовали учителя от Бога: в родном Усолье-Сибирском – Дмитрий Николаевич Гладышев, а в Ленинграде – Борис Ильич Алексеев. Я им благодарна безмерно». 

Четверть века ленинградская школа легендарного Виктора Алексеева выдавала на-гора мировых знаменитостей. И хотя Надежда Чижова пришла позднее, на ее долю выпало столько славы и почестей, что хватило бы на десятерых. А она достойно несла этот сладкий и тяжелый груз, не расплескав ни грамма. И ушла непобежденной, как подобает сильной личности. Весной 1977 года на тренировочных сборах в Прибалтике внезапно скончался Виктор Ильич Алексеев – верно-поданный ее Величества королевы спорта. Почти все великие метатели прошли через его руки и сердце. Надежда Чижова – из этой когорты. Простая усольская девчонка за два года занятий в школе Алексеева из неизвестной выросла в грозу европейских метательниц. А потом рывком поднялась на мировую вершину. 

Усольский форпост

В усольской школе № 1 Надя Чижова – признанный спортивный лидер. Преподаватель физического воспитания Константин Ильич Красиловский не сомневался, кому доверить выводить команду на волейбольную или баскетбольную площадку. Надя Чижова – незаменимая и лучшая. А уж в легкой атлетике блистала особенно: быстрее всех бегала, выше прыгала и дальше метала мяч. Все шло от учителя: он умел находить в учениках изюминку и по мере своих возможностей помогал развивать лучшие качества. Узнав, что Надя после 7-го класса хочет поступать в медицинское училище, одобрил выбор: «Молодец, Надюшка, нет ничего благороднее, чем лечить людей. Но спорт не бросай. Мой друг Дмитрий Николаевич Гладышев ведет в медицинском училище уроки физкультуры. Большой души человек и ярый поклонник легкой атлетики, он возьмет шефство над тобой». 

14-летняя Надя пришла к Гладышеву, не подозревая, какую счастливую судьбу ей готовит эта встреча. На первой же тренировке Гладышев спросил:

– Мяч метать умеешь?

– Обижаете, Дмитрий Николаевич, я же чемпионка города по метанию мяча. 

– Вот и замечательно. Только мяч метать мы будем железный. Не округляй глаза. Есть такая дисциплина в легкой атлетике – толкание ядра. Я заметил, что у тебя завидная взрывная сила. Ценнейшее качество. Остальному будем учиться на тренировках. 

– Остальное – это что? – осторожно спросила Надя.

– А это фактически все, от чего зависят результаты. А если конкретно, то усердно и упорно тренироваться, осваивать технику метаний, учиться думать, не стонать и не жаловаться на трудности.

– Стонать не буду, и трудности меня не пугают. У нас рабочая семья: папа работает на химзаводе, мама – на солеварочном заводе телефонистской, а у нее на плечах еще и четверо детей – трое моих старших братьев и я. Каждому находится дело по дому. 

– А я знаю об этом, – улыбнулся Дмитрий Николаевич, – от твоих родителей слышал.

– Вот как! И когда же вы успели познакомиться?

– Я даже дом знаю, где вы живете. У меня принцип: знакомиться с родителями учеников, чтобы лучше знать, кто чем дышит. Еще вопросы?  

– Ядро подержать в руках можно?

– Сколько угодно. Можно даже попробовать, с чем его едят.

– Так у него вкус есть?

– Конечно. Соленоватый. 

– Опять шутите. А если серьезно? 

– Так я серьезно. Раз десять толкнешь ядро, сама почувствуешь привкус соленого пота. Тяжелый мячик. Поэтому и говорю: для начала будем учиться толкать с умом. 

– А что тут думать, – простодушно улыбнулась Надя, – ядро в руки – и толкай подальше.

– Э-э!.. Так дело не пойдет. Тут целая наука. Чтобы освоить технику толкания ядра, время, терпение и упорство требуются.  

Надя аккуратно пристроила на ладонь ядро, подула на него и внимательно посмотрела на тренера, как бы спрашивая, что дальше…   

– А теперь приложи ядро к щеке, сделай пару шагов вперед и резко толкай, – подсказал Дмитрий Николаевич. 

Надя так и сделала, почувствовав при толчке боль в плече. 

– Что – больно? – участливо спросил Гладышев.

– Есть немного. 

–Это потому, что без разминки и умения. На 7 метров 32 см улетело ядро. Неплохо для начала. Совсем неплохо. Считай, зачет ты сдала. Экзамены впереди.

Надежда старательно и усердно постигала науку и технику толкания ядра. Приходила на тренировку первой и уходила последней, прибавляя буквально по сантиметру чуть ли не каждый день. Дмитрий Николаевич удовлетворенно хмыкал: 

– Еще чуть-чуть, и будет полная гармония, как в музыке, между легкостью исполнения и сверхусилием.

– Ну, вы и сравнили, – улыбнулась Надежда, – мы вкалываем на тренировках, как проклятые, а у музыкантов тонкая работа, невидимая для нас.

– Правильно. Но они тоже выполняют адскую работу, которая остается за кадром. Зато, когда маэстро исполняет сложный пассаж, мы не замечаем усилий, а лишь наслаждаемся музыкой. В этом и есть гармония. 

– Выходит, что мы тоже претендуем на свою гармонию?

– К этому нужно стремиться.

Через четыре года упорных тренировок Надя выиграла самые крупные свои соревнования – всесоюзную Спартакиаду школьников с мастерским результатом в 15 метров. Это уже была заявка на признание. Но мудрый и дальновидный Гладышев понимал, что в условиях Усолья высокого взлета не получится. Приверженец идей знаменитого Виктора Алексеева, сибирский специалист понял, что нужно как можно быстрее отправляться в ленинградскую школу метания.  

Надежда после окончания училища с отличием поехала в Иркутск поступать в медицинский институт. Сдала все экзамены, но по конкурсу не прошла. Переживала ужасно.  

Дмитрий Николаевич успокоил:

– Врач – это хорошо, но твое будущее – в спорте. Ты – талант, а развить его можно только при идеальных современных условиях, которые имеет школа Алексеева. Виктор Ильич – самый гениальный специалист по метаниям, воспитавший десятки выдающихся мастеров. Я напишу письмо Виктору Ильичу, он обязательно тебя примет. 

– Вы уверены?

– Не сомневайся. У него чутье на талант. А с родителями я переговорю. Поймут. Они же тебе, как и я, добра желают.

Школа Алексеева

Дружелюбная и общительная сибирячка расположила буквально всех, в том числе самого Алексеева. Мэтр быстро убедился в искренности усольского коллеги: перед ним талант. Началась кропотливая, изнурительная работа, увенчавшаяся уже через два года победой на юниорском первенстве Европы. О ней заговорили. Но тогда господствовала Тамара Пресс, все соперницы были ее слабой тенью. Алексеев не торопил: «Твой час, Надежда, еще не пробил. Вот Олимпиада-68 – твоя».

Вскоре, после очередного победного сезона, ядро легендарной чемпионки Пресс заняло подобающее место в музее. Лидерство перешло к Чижовой. На долгие годы.

Ее олимпийский дебют-68 в Мехико мог завершиться громким успехом. Послала ядро на 18 метров 19 см – близко к мировому рекорду. Но две ужасные немки – Гуммель и Ланген – умудрились превысить результат. В итоге бронзовая медаль. Дебютантке прыгать бы от счастья, а Надежда мрачнее тучи. Виктор Ильич оценил: «Это хорошо, даже замечательно, что недовольна, готовься к реваншу». 

Мало кто знал истинную причину. Уже в олимпийской столице на тренировке сорвавшаяся штанга упала ей на колено. Страшная гематома и нестерпимая боль. Плакала не от дикой боли, а от обиды, что травма может стать роковой. 

Приняли решение: всю силу, мощь и энергию вложить в первый толчок. Второго может не стать… Она сделала все возможное. Как любят в таких случаях писать репортеры, спортсменка совершила подвиг. А она бубнила: «Могла ведь за золото побороться…» Через четыре года в Мюнхене Чижова со свистом свергла с золотого олимпийского пьедестала Маргариту Гуммель, послав снаряд на 21 м 03 см и вернув стране мировой рекорд.  

На свою третью Олимпиаду-72 в канадский Монреаль Надежда Чижова ехала самой титулованной королевой мирового ядра в ранге неоднократной чемпионки и рекордсменки планеты. По-хозяйски вышла в сектор и «стрельнула» на 21 м 12 см. Дальше в мире толкала ядро только одна спортсменка – она сама. Болгарка Иванке Христо умудрилась улучшить результат на 4 см. Она – золотой триумфатор. Чижова – серебряный призер. Конечно, она хотела большего. Но если отбросить эмоции, то это был выдающийся результат. Никому из знаменитых соотечественниц не удавалось завоевывать три медали в толкании ядра. Алексеев лаконичен: «Горжусь тобой!»

Кто знал, что это был прощальный аккорд. Весной 1977 года Виктор Ильич внезапно скончался. Сердце остановилось на 63-м году жизни. После чего Чижова сказала:

– Я ухожу!

На все просьбы остаться в большом спорте отвечала:

– Тренироваться у другого специалиста не хочу и не буду. Но из школы не уйду, хочу продолжить дело Виктора Ильича.

Так в 29 лет Надежда стала Надеждой Владимировной. Стала тренером. Вышла замуж, родила дочь. Одна из ее учениц завоевала серебряную медаль европейского чемпионата. Жизнь продолжается.