27.09.2015 20:45
Рубрики
Культура
Теги
27.09.2015 20:45

В поисках вечного

В Иркутске завершился Международный фестиваль современной драматургии им. А. Вампилова. В его рамках состоялся целый калейдоскоп интересных событий, среди которых творческие встречи, круглые столы, посвященные актуальным театральным проблемам, презентации и, конечно, спектакли. 

Третий день фестиваля, 22 сентября, открыла постановка по пьесе «Любовь и голуби» Владимира Гуркина Современного художественного театра из Белоруссии.

– Наш театр – один из самых молодых в Белоруссии, возник 12 лет назад. Тогда, вернувшись на родину после продолжительной актерской карьеры, я решил собрать свой собственный коллектив, – рассказал художественный руководитель театра Владимир Ушаков. – Кстати, я счастлив, что вновь оказался на иркутской земле, ведь в 15 лет я уехал отсюда, поскольку моего отца-военного, который служил в Саянске и Ангарске, перевели в Дубну. Но могу признаться, что мое формирование как личности прошло именно здесь, поэтому город мне очень дорог. Основу нашего репертуара составляет русская и зарубежная классика. В Иркутск мы привезли новый спектакль «Любовь и голуби», это очень трогательная история на все времена. 

В этот же день на камерной сцене молодые артисты Иркутского драмтеатра представили пластический спектакль «Смертельный номер» по пьесе Олега Антонова – премьеру прошлого сезона в постановке Алексея Орлова (I) и Василия Конева. 

Четвертый день фестиваля – 23 сентября – был особенно богат на театральные события, ведь зрители увидели сразу три спектакля. На большой сцене постановку «Провинциальные анекдоты» по рассказам Александра Вампилова представил Московский Новый драматический театр, который 40 лет назад был основан на базе выпускного курса Школы-студии МХАТ. 

– Один мудрый режиссер как-то сказал, что искать нужно не новое, а вечное, – отметил художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств РФ Вячеслав Долгачев. – Когда Александр Вампилов начинал как драматург, он казался весьма беспокойным автором, расшатывающим порядок. Сегодня в вампиловских текстах больше высвечивается как раз вечное, которое еще более актуально, чем много десятилетий назад. 

В этот же день вчерашний выпускник Иркутского театрального училища, а ныне – артист ТЮЗа им. А. Вампилова Артем Яцухно показал моноспектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе Михаила Хейфеца в собственной постановке. 

– Первый раз я увидел спектакль по этой пьесе в Хабаровске, – отметил Артем Яцухно. – Я прочитал произведение и попробовал поставить его во время свободных часов в театральном училище. В основе – история мужчины, вся жизнь которого так или иначе связана с Александром Пушкиным. Опосредованно в пьесе рассказывается о русской культуре, о слиянии или противостоянии ей современного человека.

Спектакль играется в так называемом черном кабинете под музыку Петра Чайковского. Из реквизита на сцене только большой ящик, который становится то подъемным краном, то киоском, то багажником автомобиля. Оттуда то и дело выглядывает портрет Пушкина, появляется его кукольный двойник и даже дуэльный пистолет. Сама постановка, несмотря на ограничение 16+, прекрасно подходит для того, чтобы школьники смогли иначе взглянуть на творчество и личность поэта. Герой пьесы через отрицание и неприятие Александра Пушкина в детстве вдруг задается вопросом «А можно ли было спасти поэта?» Причем идея эта самым естественным образом вплетается в канву его житейских событий, подтверждая мысль, что литература и поэзия, как и, впрочем, театр, и есть сама жизнь. И когда судьба героя трагически обрывается на месте гибели Пушкина, оказывается, что события, связанные с личностью поэта, были чуть ли не главными в его биографии. Артему Яцухно удалось очень доверительно рассказать эту трогательную историю зрителям, которые смеялись и плакали вместе с героем, а в финале аплодировали ему стоя.  

Кульминацией четвертого дня фестиваля стал спектакль «BOM-BOM» по пьесе драматурга Ким Ю-Чжона театра «MYUNG PUM» из Южной Кореи. Напомним, в 2011 году коллектив представил в Иркутске пластический моноспектакль «Записки сумасшедшего» по Николаю Гоголю. Тогда актер и режиссер, основатель театра, выпускник ГИТИСа Ким Вон Сок покорил взыскательную публику и приобрел на родине Вампилова множество поклонников. Поэтому через год театр был вновь приглашен на фестиваль со спектаклем «Старосветские помещики» по Николаю Гоголю. И опять был успех.

– Приезд на Вампиловский фестиваль для нас – это возможность вкусить духовной пищи, ведь я чувствую себя здесь как дома не только потому, что нас принимают как родных, но и потому, что нас связывает множество ниточек, – отметил на пресс-конференции Ким Вон Сок. – Кстати, автор пьесы – Ким Ю-Чжон – жил в деревне и писал о людях, которые его окружают. Он так же как и Вампилов, умер молодым.

Корейский театр вновь оправдал ожидание зрителей. Фабула пьесы была завязана на неизвестной в России традиции, когда работник на определенный срок нанимается к хозяину, но в качестве оплаты получает не деньги, а их дочь в жены. Режиссеру удалось сделать эту историю понятной для любой культуры. Ведь на первое место он вывел даже не конфликт бедного работника и богатого хозяина, а лирический образ героя, его нежную душу и трогательную любовь к дочери хозяина. Режиссер создал уникальное пространство спектакля, искусно сочинил его пластический план и добавил в него почти гоголевского гротеска. Все это в сочетании с народным юмором и традициями площадного театра, то ли русского, то ли корейского, то ли итальянского, когда основных героев дублируют куклы, а жителей деревни – жуткие маски, помогло придать более глубокий смысл этой истории. А символичные декорации в виде круга, который был очерчен с помощью ярко-зеленой «венгерской резинки», натянутой между деревьями, давали возможность совершать персонажам почти цирковые трюки. Герои прыгали через нее, как в детской игре, запутывались и ловили своих оппонентов, причем сама резинка становилась то рисовым полем, над которым трудится герой, то тем замкнутым кругом, из которого он не в силах выбраться.

– В России театр стабильно поддерживается государством. В Корее же развит американский мюзикл и одноразовая антреприза, – рассказал Ким Вон Сок. – И в театре, который по моей задумке должен провозглашать и развивать идеи русского психологического театра, мы еле-еле держим репертуар. В первое время у нас было семь спектаклей, но потом мы поняли, что это нерентабельно, и лучше поставить один хороший. Ведь мы живем на государственные гранты, которые в один год есть, а в другой – нет. Но мне повезло, что у меня есть актеры-единомышленники, всего их 10 человек основного состава. За спектакль «Преступление и наказание» по Достоевскому мы недавно получили корейский вариант «Золотой маски». Правда, на фестиваль привезти его не получилось, потому что в нем заняты корейские звезды, плотное расписание которых не позволило им приехать в Иркутск. Тот спектакль, как и этот, – пластический. Кстати, танец в круге, придуманный для спектакля «BOM-BOM», мы хотим поставить для церемонии открытия Олимпийских игр в Корее. В общем, если вы увидите нечто подобное, знайте – это мы!