02.10.2015 09:30
Рубрики
Здоровье
Теги
02.10.2015 09:30

Ловушки для человеческого мозга

Премия «Просветитель» добралась до Иркутска

«Просветитель» – это премия в области научно-популярной литературы, учрежденная в 2008 году основателем и почетным президентом компании «Вымпелком» Дмитрием Зиминым и Фондом некоммерческих программ «Династия». Недавно финалисты и лауреаты премии выступили в Иркутске с лекциями. Лингвист Максим Кронгауз рассказал о существовании русского языка в новых коммуникативных сферах, например, социальных сетях. Биолог Ася Казанцева представила доклад на тему «Когнитивные ловушки. Как мозг нас обманывает»

Профессиональный биолог Ася Казанцева является журналистом и популяризатором науки. В прошлом году ее книга «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» вошла в шорт-лист премии «Просветитель». Опираясь на авторитетные научные труды и лишь иногда – на личный опыт, автор увлекательно и доступно рассказывает, откуда берутся вредные привычки, почему в ноябре так трудно работать, какие вещества лежат в основе «химии любви». Ася Казанцева была одним из создателей программы «Прогресс» на Пятом канале и участником проекта «Наука 2.0» на телеканале Россия; ее статьи и колонки публиковались в самых разных изданиях – от «Троицкого варианта» до Men’s Health. 

Свое выступление Ася Казанцева начала с конкретного вопроса к аудитории: для чего человеку нужен мозг? Конечно, большинство собравшихся было уверено – чтобы думать. Но Ася Казанцева заявила, что на самом деле человек думает фронтальной корой головного мозга. Кроме нее, в мозге есть еще 1,5 кг нервной ткани. Она нужна для того, чтобы собирать, обрабатывать и сопоставлять информацию от внутренней среды с имеющимся опытом и строить модели. 

– Мозг – это машина для предсказания и достраивания реальности. Это можно увидеть на конкретных примерах. Удобнее всего объяснить с помощью зрительной системы. Мы видим мир далеко не так четко, как хотелось бы. Зато мы видим его так, чтобы это помогало нам выживать, оставить потомство. У человека небольшая область четкого зрения: по разным оценкам – от трех до шести градусов. Мы видим очень четко только то, на что смотрим прямо и непосредственно. Вот вы вытягиваете большой палец, смотрите на свой ноготь, видите этот ноготь четко. А все вокруг на самом деле довольно расплывчатое. Но в повседневной жизни мы этого не замечаем, – рассказала Ася Казанцева. 

По ее словам, это происходит, потому что глаз непрерывно совершает за кадром микродвижения. Каждый раз, когда мозг начинает сомневаться, четко ли он видит, зрение переводится на нечеткую область. И мозг сразу понимает: все в порядке, это место тоже видно четко. Например, когда мы смотрим на текст, нам кажется, что мы видим его весь четко. Но если мы будем смотреть на конкретное слово, то не сможем одновременно прочитать то, что находится на несколько строчек ниже. 

Для выживания человеку достаточно видеть и понимать то, что для него важно, подчеркивает Ася Казанцева. Поэтому он может совершенно искренне не замечать информацию, которая с точки зрения мозга не имеет отношения к делу. Так можно не замечать совершенно очевидных ошибок или каких-то особенностей, если человек не настроен на их поиск. 

Ася продемонстрировала простой эксперимент. Перед тем, как его начать, она предупредила, что сейчас покажет видео, где люди в белых и черных футболках кидают друг другу мячики. Задача аудитории – подсчитать, сколько раз кинут мяч люди в белых футболках. Ася Казанцева подчеркнула, что это тест на внимание. После демонстрации видео выяснилось, что люди в белых футболках кинули мяч 15 раз. Не все подсчитали правильно, у кого-то было 11, у кого-то 13. Но тут лектор поинтересовалась, не заметил ли кто-нибудь чего-то необычного в видеозаписи? Аудитория смутилась, ведь такой задачи – заметить что-то необычное – никто не ставил. Оказалось, что пока люди кидали мячи, рядом с ними пробегала большая горилла. Но никто из аудитории этого не заметил! А все потому, что мозг был занят подсчитыванием количества бросков. В жизни происходит то же самое. И это бывает опасно, потому что, если человек приступает к решению задач, заранее зная ответ, то очевидно, что этот ответ будет найден. Ася Казанцева подчеркнула, что при этом человек будет обращать внимание на все, что соответствует искомому ответу, и совершенно не будет замечать остальное.

Ася Казанцева также рассказала о таком явлении как парейдолия. Этот термин, в частности, применяют к склонности человека видеть лица во всех окружающих предметах. Для людей это важно, потому что именно с лицами они ассоциируют исходящие от человека угрозу, любовь. Чтобы продемонстрировать это, Ася Казанцева показала аудитории картинки двух машин. После этого она предложила определить, какая из этих машин более взрослая, сильная, авторитетная, главная. Все единогласно решили – второй автомобиль доминантен. Поразительно, но никого не смутил тот факт, что машину нужно оценить как личность. Какая может быть личность у машины, у нее – просто фары и капот!

– Но на самом деле человеку легко увидеть у машины лицо и приписать этому лицу какие-нибудь антропоморфные свойства. Нам очень важно оценивать чужие лица, их социальный статус, пол, возраст. Существуют универсальные черты детскости и взрослости, настолько прошитые в мозге, что люди их без проблем применяют даже к машинам, – пояснила Ася Казанцева. 

Она также рассказала, что если человек ощущает, что на него смотрят, то он старается вести себя лучше. Причем это не обязательно должен быть другой человек, эффект наблюдения создают заставка с изображением глаз на компьютере или картинка глаз на стене, например. По словам Аси Казанцевой, эта особенность человеческого мозга интуитивно используется в религиозных течениях и авторитарных обществах. Например, в Библии много упоминаний о том, что Бог смотрит на людей. 

В конце лекции Ася Казанцева рассказала, что у людей есть склонность устанавливать закономерности и делать выводы на основе крайне ограниченных данных. Долгое время это было основой науки. Сейчас все научные эксперименты построены таким образом, чтобы опровергнуть существующее положение вещей и доказать, что на самом деле все не так, как все думают.