Учительская теорема Татьяны Дудник
Детские глаза – голубые, карие, серые, зеленые – каждый раз перед началом урока пытливо, ожидающе, иронично, серьезно всматриваются в своего учителя. Перед таким «рентгеном» сложно скрыть усталость, плохое настроение… Но надо стараться. Поэтому труд педагога, пожалуй, сродни профессии артиста. Подтверждать свой профессиональный уровень, доказывать, так сказать, свою главную «теорему», надо ежедневно. Что и делает на протяжении 30 лет учитель математики Магистральнинской средней школы № 2 Татьяна Геннадьевна Дудник.
По моим наблюдениям, жители сел и деревень поймы Киренги сильно отличаются своим обликом друг от друга. Характерные черты и смугловатый цвет лица Татьяны Дудник выдают ее принадлежность к населению Забайкалья. Оттуда, с работы пионервожатой, учебы в педагогическом институте имени Н.Г. Чернышевского в Чите, началась выбранная ею стезя – не всегда гладкая и ровная.
В 1984 году Татьяна Геннадьевна приехала на БАМ. В единственной тогда средней школе № 1 поселка Магистральный вакансии отсутствовали, поэтому она вынуждена была устроиться воспитателем в детский сад «Елочка» и терпеливо ждать своего часа. Ожидание растянулось на целых три года.
И вот 31 августа 1987 года молодой педагог уже была на педагогическом совете, который предваряет начало нового учебного года, и чувствовала на себе изучающие, ободряющие взгляды коллег. Тогда в первой школе был очень сильный состав учителей математики. С теплотой вспоминает Татьяна Геннадьевна бывших коллег, с кем-то трудились бок о бок четверть века. Они поддержали, научили, направили… Словом, помогли профессиональному становлению.
В средней школе № 1 Татьяна Геннадьевна проработала до 1999 года. Потом перешла в школу № 2, где ей дали сразу четыре десятых класса. Она до сих пор хватается за голову от такого «подарка судьбы». Но зато после подобного испытания, наверное, уже никакие нагрузки не страшны. Справляться с ними помогает не только внутренняя твердость, большой опыт, но и умение организовать время. Каждый день Татьяны Дудник как классного руководителя, заместителя директора расписан буквально по часам и минутам: уроки, внутришкольный контроль, педсоветы, индивидуальные занятия с учащимися… Ею разработана программа летнего отдыха детей «МИФ» (математика, информатика, физика).
Во второй средней она уже 15 лет и теперь сама стала ветераном педагогики. В 2008 году удостоена министерского Знака «Почетный работник общего образования РФ».
Мы сидим с Татьяной Геннадьевной в аудитории и беседуем. С ней удивительно легко: ни профессионального снобизма, ни менторского тона, ни математической сухости в речи. Легко может поиронизировать над собой, на что способны, на мой взгляд, лишь умные люди. Спрашиваю:
– Такой ритм не выматывает? Лично у меня иногда бывает так: просыпаешься утром, погода пасмурная, состояние вялости… И не только идти на работу, шевелиться не хочется.
– Я отношусь к ярко выраженным холерикам, поэтому такие состояния мне не характерны. А помешать идти на работу может остановить только давление за 240.
У педагогов особый отсчет времени: от 1 сентября до 1 сентября, и это накладывает отпечаток на весь образ жизни.
– В начале августа начинается некое волнение в крови, – рассказывает Татьяна Геннадьевна. – За две недели до начала нового учебного года уже работаю над составлением нового расписания. А 31 августа, на педсовете, коллеги имеют возможность ознакомиться с ним. Даже с домашними огородными делами, заготовками стараемся управиться до начала учебного года. Все подчинено главному – школе. Работаем в запредельном ритме примерно до середины сентября, пока все успокоится, утрясется. Не успел моргнуть глазом – первая четверть пролетела.
О подчинении всего главному – школе, свидетельствует и нежелание собеседницы распространяться о личном. Обмолвилась лишь о том, что в браке 35 лет, имеет двух детей, внучку.
Наш разговор плавно перетекает к отношениям с учениками. Не секрет, что школьник изменился за последние 20 лет не только внешне, но и внутренне. Однажды Татьяна Геннадьевна попросила пятиклассника расставить стулья, перевернутые на столы в ходе уборки в классе. Он ответил:
– А я не нанимался.
В такой неожиданной ситуации педагог должен не растеряться, найти, что сказать и как поступить, не опускаясь до грубого окрика. Думаю, моя собеседница вышла и выходит из этой и других ситуаций, не потеряв лица. Здесь я не удержался от вопроса:
– Татьяна Геннадьевна, а вы по стилю отношений, руководству – автократ, демократ или либерал?
– Субординацию с учениками мы соблюдаем, хотя они имеют право голоса. Для меня главный принцип – «надо». Нельзя и невозможно любить всех пламенно и нежно, но уважать совместное бытие необходимо. Я никогда не задавалась вопросом: а любят ли меня дети? Считаю, что они должны меня уважать и… немного бояться.
Конечно же, педагог-личность не может быть просто урокодателем. Он обязательно заставит ученика задуматься о своем месте в окружающем мире, даст понимание добра и зла, настоящего и фальшивого. Поэтому, наверное, Татьяне Дудник приходится доказывать не только свою учительскую теорему, но и вести с детьми разговор об «аксиомах» вечных ценностей.
– Для педагога счастье, когда в его подопечном сочетается ученик с его сполна развитыми способностями и человек с лучшими чертами, – считает Татьяна Геннадьевна.
– Говорят, для учителя бальзам на душу – долгая память о нем после выпуска, многолетняя признательность…
– Я не приемлю россыпь красивых слов и благодарностей. Да, некоторые выпускники первые два-три года после окончания школы приходят, делятся впечатлениями, советуются, рассказывают. Потом их втягивает круговерть собственной жизни, и им становится не до того. Бывает, что и не здороваются при встрече на улице, делают вид, что не знают. Я не обижаюсь, потому что никогда никаких почестей не жду. Только переступаю порог школы, как забываю про невзгоды, неувязки, нездоровье. Работу свою люблю и пока не собираюсь расставаться с ней. Это моя стихия, этим я живу и дышу.
…Прозвенел звонок. Пустую, ярко освещенную солнцем аудиторию, где мы разговаривали, начали заполнять ребята, с любопытством поглядывая на учительницу и на меня. Поэтому я поспешил удалиться. А педагог вновь осталась под «рентгеном» детских взглядов, чтобы доказывать «теорему» взаимной значимости и постигать «аксиомы» вечных ценностей.