Тайная кухня саентологии в документалистике
Тайная кухня саентологии в документалистике
«Наваждение», США, 2015 г. 119 мин. (16+)
Режиссер: Алекс Гибни
Не каждая птица долетит до середины Днепра, не каждый документальный фильм доберется до большого экрана. У народа отняли «Любовь» Гаспара Ноэ, не выдав прокатного удостоверения в РФ якобы за порнографические сцены, но зато дали «Наваждение» – ленту о тайной кухне одной из самых богатых и влиятельных организаций мира – так называемой «Церкви саентологии», религиозной организации, книги которой в нашей стране признаны экстремистскими.
Кино снято по бестселлеру пулитцеровского лауреата Лоуренса Райта, и снято не рядовым документалистом, а режиссером-оскароносцем Алексом Гибни, который считается одним из величайших документалистов современности. «Наваждению» уже дали три «Эмми» и признали лучшей картиной года.
Для нашего человека смотреть документальный фильм в кинотеатре, то же самое, что ездить в булочную на такси, но на Западе это вполне рядовое явление, так что и нам надо привыкать. Блокбастеры становятся все скучнее и глупее, а жизнь по-прежнему интересна. Совсем не случайно во всем мире растет интерес к нон-фикшен: тиражи мемуаров, воспоминаний, биографий, исторических хроник приближаются к тиражам литературы художественной. Так что можно предположить, что документальное кино найдет отечественного зрителя и пробьет себе дорогу, хотя сделать это будет очень трудно.
Но это общие рассуждения. Что же касается непосредственно «Наваждения», то вряд ли ему суждено собрать лавры в нашем прокате. Те, кто слышал о «Церкви саентологии», наверно, ждал сенсаций, разоблачений, скандалов, кто просто любит документальное кино, наверное, собирался насладиться режиссурой Алекса Гибни, но в итоге мы увидели заурядный фильм, где 60-летние люди рассказывают, как они заблуждались всю жизнь, работая в церкви, а потом прозрели и бросили ее. Причем перед камерой сидят не рядовые адепты, а топ-менеджеры секты, один заведовал пресс-службой, другой возглавлял службу безопасности, третья отвечала за связи с двумя звездными членами – Джоном Траволтой и Томом Крузом.
Смотришь на них, и такое ощущение, что перед тобой дети, хотя это обычные американцы, которые когда-то были богаты и могущественны. Режиссер не особо копается в причинах, подтолкнувших их к вступлению в секту, хотя за два часа экранного времени и мог бы, зато много внимания уделяет причинам разрыва. И тут становится смешно, потому что мы слышим детский лепет: например, одного из героев истории убедили в необходимости порвать с соратниками не пытки, шантаж, вымогательство, а… высказывания лидера, обращенные против гей-сообщества, кто-то после двадцати лет вдруг обнаружил, что их личность подавляют, другому не понравилось, что его избил самый главный саентолог.
Из «Наваждения» можно узнать о том, что такое Е-метр и одитинг, откуда взялась дианетика, и с чего началась слава Рона Хаббарда, но в этом уже давно нет ничего тайного. Можно, конечно, рассматривать «Наваждение» как картину о механизмах власти и подавления, как картину о том, в какую глупость может верить человек. Но это не проговаривается до конца, на этом не делаются акценты. Вместо этого нам рассказывают, как саентологи разводили Круза с Кидман и подкладывали ему в постель начинающую актрису, которая сыграла потом в сериале «Родина».
Но, а что мы хотели, если игровое кино в кризисе, и у него серьезные проблемы с идеями и сюжетами, то с какой стати документальное должно цвести и благоухать.