Рынок ЖКХ станет прозрачней
При внедрении государственной информационной системы
С ноября 2015 года в Иркутской области заработает государственная информационная система ЖКХ (ГИС ЖКХ). Она направлена на повышение прозрачности расчетов за жилищные и коммунальные услуги и в целом призвана сделать рынок жилищно-коммунальных услуг более открытым.
Как рассказала временно замещающая должность руководителя службы государственного жилищного надзора Иркутской области Елена Федорова, во всех регионах России ГИС ЖКХ будет внедрена с июля 2016 года. Эта система сейчас отрабатывается в ряде регионов страны, в том числе в Иркутской области. 7 июля текущего года Приангарье заключило соглашение с федеральными министерствами коммуникации и связи, жилищной политики и с почтой России о внедрении информационной системы на территории области в течение четырех месяцев. То есть с ноября ГИС ЖКХ должна заработать в полную силу.
– До этого времени все управляющие компании, ресурсоснабжающие организации должны разместить информацию в ГИС ЖКХ, – отметила Елена Федорова. – Сейчас в службе проводится инвентаризация всех домов региона, данные также появятся в этой системе. Каждый житель сможет создать на портале личный кабинет. В итоге вся информация о том или ином доме будет в открытом доступе. Это сделает рынок ЖКХ более открытым и прозрачным. А с 1 января 2017 года, когда ГИС заработает по всей России, собственник жилья может не оплачивать предъявляемые счета, если не увидит в этой системе свои начисления. В будущем с помощью ГИС ЖКХ планируется проводить общие собрания он-лайн. Очень мощный и полезный ресурс.
Если компания вовремя не подаст информацию в ГИС ЖКХ, ей грозит административная ответственность. Для физических лиц штраф в размере 1–15 тыс. рублей, для должностных лиц – 30 тыс. рублей, для юридических – 200 тыс. рублей. При повторном нарушении – дисквалификация руководителя.
Нет лицензии – нет домов
В свое время с целью повышения прозрачности и открытости рынка ЖКХ было введено лицензирование управляющих компаний (УК). Напомним, с 1 мая текущего года ни одна УК не может осуществлять свою деятельность без лицензии. По данным службы жилнадзора, до мая разрешение получили 199 организаций, 30 было отказано в основном из-за неполного раскрытия информации на сайте «Реформа ЖКХ». После этого лицензии были выданы еще 53 УК, в том числе «нулевым» (которые повторно подали заявление, но уже без договоров на обслуживание – их дома переданы другим) и совершенно новым компаниям.
– В марте службу жилнадзора выделили в отдельную структуру, – отметила Елена Федорова. – С этого времени как раз начался процесс лицензирования компаний. С мая же ведомство приступило к проверкам соблюдения лицензионных требований. Всего с начала года было проведено около 3 тыс. проверок.
Это все внеплановые проверки. Нарушений было выявлено предостаточно. Большинство из них касаются содержания жилищного фонда, проведения общих собраний и порядка расчетов за жилищные и коммунальные услуги.
Если в течение календарного года у УК будет два неисполненных предписания, то дом исключается из реестра лицензии по решению службы жилнадзора без суда. В случае, когда компания за год теряет больше 15% площади жилищного фонда, лицензия и вовсе аннулируется, но уже по решению суда.
Кстати, соблюдение лицензиатами порядка расчетов с ресурсоснабжающими организациями, в том числе своевременное и полное перечисление УК средств за коммунальные услуги, тоже является лицензионным требованием, нарушая которое УК может лишиться лицензии.
– Управляющие компании стараются исполнять предписания либо устранять замечания в ходе проверок, – говорит Елена Федорова. – Но есть и такие, кто нарушает и не исправляет. Например, иркутская УК СОРАН, которая обслуживает Академгородок. Только за месяц она получила четыре предписания. В управлении компании 58 домов. Жалобы поступают как на качество обслуживания, так и на правильность расчетов за жилищно-коммунальные услуги. В сложившейся ситуации УК грозит остаться без лицензии. Но уже сегодня мы предлагаем собственникам переходить под управление другой УК.
Как показала практика, далеко не все УК готовы работать в цивилизованных условиях. Так, в Усолье выявлен факт управления домами без лицензии, сейчас проводится проверка. Остаются проблемы накопленных долгов управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями. К сожалению, в критерии на получение лицензии этот пункт не включили, что позволило многим организациям-должникам остаться на рынке. Более того, сейчас пытается получить лицензию УК, будучи в предбанкротном состоянии. По словам Елены Федоровой, изначально данная компания не заявлялась. Для этого была создана новая, которая, получив разрешение, не смогла прикрепить дома – получила отказ службы на основании судебных решений о незаконности протоколов общего собрания. И сегодня УК-банкрот намерена зайти на рынок.
– Это не единственный случай в области, – добавила Елена Федорова. – Подобные схемы действуют в ряде городов. Чтобы не допустить к управлению домов недобросовестные компании, лицензионная комиссия будет искать законные основания для отказа.
Между тем, четыре УК подали в суд на службу жилнадзора по оспариванию ее действий в связи с невыдачей лицензии. Две УК отказались от заявленных требований, две рассматриваются в суде – это УЖКС в Байкальске и «Управдом» в Иркутске. У обеих компаний было в управлении более 200 домов, по которым уже состоялись конкурсы и которые переданы в управление другим организациям. А не получили эти УК разрешения из-за нарушений лицензионных требований в части раскрытия информации на сайтах.
Законодательные новеллы
Вообще с лицензированием возникло много спорных моментов. В связи с этим в июле на федеральном уровне приняты первые поправки в законодательство. Одной из важных новелл является введение уголовной ответственности за фальсификацию протоколов общего собрания собственников жилья. В августе-сентябре служба жилнадзора уже направила три материала в следственный комитет на компании из Усолья-Сибирского и Иркутска.
Федеральный закон также разрешил службе жилнадзора выходить на проверку УК, если в течение трех месяцев появляется два протокола с одной и той же повесткой по дому. К примеру, если жильцы сначала проголосовали за одну компанию, а потом через месяц-два за другую.
– Сейчас идет активное включение домов в реестр лицензий, служба при поступлении обращения лицензиата о включении домов осуществляет проверки полноты и достоверности сведений, содержащихся в документах, полностью запрашивает копии протоколов общих собраний, договоров управления, – отметила Елена Федорова.
Также с июля введена очно-заочная форма собраний собственников, расширены полномочия председателя совета дома (стало возможным его вознаграждение), а инициатором проведения общих собраний собственников теперь может быть УК.
Почти в два раза увеличено количество квартир для введения непосредственного управления домом – до 30. Это актуально в основном для отдаленных территорий региона, где жилой фонд представлен небольшими домами и нет целесообразности в их обслуживании управляющей компанией.
– До этого, как правило, на конкурсы по управлению малоквартирными домами компании не выходили, и их в результате обслуживают муниципальные организации, бывшие РЭУ, ЖЭК и так далее, – разъяснила Елена Федорова. – Живой пример – поселок Мама, где нет управляющей компании, и 240 домов обслуживает МУП в рамках текущего ремонта и содержания. Но данное предприятие не осуществляет управление домами, так как нет лицензии.
Еще одно новшество касается новостроек. Раньше застройщик мог сам управлять домом до проведения открытого конкурса, сейчас же он обязан в течение пяти дней после получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию заключить договор управления со специализированной компанией.
– В целом же плюсы лицензирования уже видны, – резюмировала Елена Федорова. – Например, изжила себя схема, когда дома передавались другой УК с аналогичным названием, таким образом предоставляя поле деятельности для махинаций. Сейчас конкретный дом прикрепляется к лицензии одной управляющей компании. Но спорные вопросы еще остаются, потому что практики мало. Радует, что отношение собственников жилья меняется – они изучают договор с УК, предъявляют конкретные претензии. Мы намерены реанимировать общественный контроль ЖКХ, организовать центры поддержки населения. Колоссального прорыва в упорядочивании расчетов за жилищные и коммунальные услуги мы ждем от внедрения универсальной электронной карты. Эта система должна полностью исключить махинации со стороны УК. Надеемся, что в 2016 году она заработает по всей Иркутской области.