В условиях неочевидности
5 октября сотрудники уголовного розыска отметили профессиональный праздник
На этой неделе сотрудники уголовного розыска отметили профессиональный праздник. В Управлении МВД России по городу Иркутску поздравили шестерых коллег, имена которых были внесены в приказ о поощрении за высокий профессионализм, проявленный при раскрытии особо тяжкого преступления, совершенного в условиях неочевидности.
Благодаря умело и грамотно построенной оперативной работе подполковнику Алексею Левицкому, майорам Алексею Авдееву, Сергею Кажанову, Руслану Куркутову и капитанам Алексею Зиновьеву и Александру Кривошееву удалось в кратчайшие сроки выйти на след преступников, которые совершили убийство 26-летнего иркутянина и похитили его автомашину.
Уголовное дело № 13066 по факту убийства было возбуждено следователем в последний день июня, когда в отдел полиции с заявлением обратилась молодая женщина, встревоженная долгим отсутствием мужа.
– Я уже как-то привыкла, что Иван надолго уезжает из дома по делам, – всхлипывала заявительница. – Он мог вернуться и за полночь, и под утро. Говорил, что его рабочий день ненормированный. Но такого, чтобы он исчезал на три дня, не было. Когда его телефон стал недоступным, я сердцем почувствовала, что случилась беда.
Женщина рассказала оперативникам о характере занятий ее супруга, его привычках, назвала имена нескольких друзей, марку и номер автомашины, на которой он уехал утром, 26 июня, из дома в Октябрьском районе Иркутска.
Набрасывая план неотложных оперативных мероприятий, замначальника отдела уголовного розыска УМВД России по городу Иркутску Алексей Левицкий поручил операм своего отделения по раскрытию тяжких преступлений объявить в розыск иномарку пропавшего мужчины и отработать все его связи, включая те, о которых могла не знать его жена. Более или менее логичная версия выстроилась у него после того, как через пару дней майор Кажанов, умеющий добывать нужную информацию в самых неожиданных местах и при любых обстоятельствах, доложил о том, что исчезнувшего иркутянина видели в компании двух приятелей. Он выпивал с ними в местном скверике на следующий день после того, как выехал из дома. Судя по описанию внешности, повадкам и татуировкам этих двух собутыльников, сведения об их криминальном прошлом, скорее всего, должны быть в информационной базе данных полиции.
– В подобных случаях сотрудники уголовного розыска, которых журналисты просят рассказать о том, как было раскрыто то или иное преступление, всегда ограничены жесткими рамками служебных инструкций с грифом «секретно», – говорит подполковник полиции Алексей Левицкий. – И это должно быть понятным, поскольку каждый из них обладает секретами ремесла, о которых совсем не обязательно знать окружающим. В силу этих обстоятельств им приходится в своих интервью ограничиваться обтекаемыми абстрактными фразами типа «в ходе оперативно-розыскных мероприятий», «в процессе реализации оперативной информации» и т.д. И только сами опера знают, насколько тяжкий труд стоит за этими формулировками, какое физическое и психологическое напряжение предполагает эта черновая работа. Перефразируя слова поэта, можно сказать, что ради единого достоверного факта они порой перерабатывают тонны информационной руды для того, чтобы вывести на чистую воду злоумышленников.
…Получалось, что сыщики теперь имеют в своем распоряжении описание подозреваемых, хоть и весьма приблизительное. Тем не менее Авдеев и Куркутов сделали все возможное, чтобы добыть исчерпывающие сведения об этих людях. Подключив специалиста по проведению оперативно-технических мероприятий, они вскоре получили неопровержимые доказательства причастности обоих подозреваемых к исчезновению иркутского автовладельца. Одного из них, 26-летнего местного жителя по имени Руслан, за плечами которого было несколько лет колонии, майоры задержали на улице, крепко взяв его под руки с двух сторон.
Прохожим могло показаться, что трое закадычных друзей направляются в какое-нибудь увеселительное заведение, чтобы отметить встречу, только один из них почему-то беспокойно вертит головой и как-то неловко и безуспешно пытается отвязаться от настойчивых приятелей.
В ходе допроса Руслан, понимавший, что единственной моделью его поведения при сложившихся обстоятельствах может быть только чистосердечное признание, рассказал, как в тот июньский день он и его подельник с помощью ножа расправились с потерпевшим и завладели его иномаркой. Он привел оперативников на то место за городом, где несколько дней назад было закопано в овраге тело убитого.
Второго подозреваемого в это время уже «вели» капитаны Зиновьев и Кривошеев. В свои 28 лет Юрий также побывал за ограждением зоны и теперь считал себя вполне авторитетным представителем криминального мира, способного «просчитывать» свои шаги и «разруливать» щекотливые ситуации с «братвой». Впрочем, операм хватило несколько часов, чтобы вслед за сообщником он дал признательные показания и открыл ворота гаражного бокса, где прятал машину убитого молодого иркутянина.
Приказ начальника Главного управления МВД по Иркутской области, где перечислены звания и должности офицеров угрозыска, принимавших участие в раскрытии убийства, заканчивается словами: «Объявить благодарность указанным сотрудникам. Приказ довести до заинтересованных лиц».