Социальный участковый
Помощь придет вовремя
Институт социальных участковых в нашей жизни становится явлением привычным. Социальные уполномоченные помогают людям, нуждающимся в помощи и поддержке, выявляют семьи, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Чем еще занимаются социальные уполномоченные, узнали корреспонденты наши корреспонденты, побывавшие в Аларском районе.
Сотрудник Кутуликского КЦСОН, педагог по профессии, Андрей Степанов в должности уполномоченного в Ныгдинском муниципалитете работает второй год. В сельское поселение входит село Ныгда, деревни Халта и Бурково, в которых проживают 1100 человек.
По отзывам земляков, социальный участковый стал своего рода хранителем семьи. Участковый специалист по социальной работе оказывает консультативную помощь, проводит социальное сопровождение семей, находящихся в трудном положении, их профилактический патронаж.
Вместе с Андреем Баторовичем мы отправляемся с визитом в многодетную семью, где воспитывается четверо детей. Семья благополучная, но малообеспеченная. Год назад к имеющимся двум малышам прибавилась двойня. Старший ребенок – первоклассник. Мама не работает. Случайными заработками перебивается и отец – работы в Ныгде немного. Как и большинство селян глава семьи зарабатывает еще и тем, что продает в сезон грибы и ягоды. Основа достатка семьи – детские пособия. Своего хозяйства семья не держит.
Во дворе социальный уполномоченный первым делом замечает подготовленные к зиме дрова. При наступлении морозов его задача – убедиться, что у подопечных семей есть топливо и теплые вещи.
В доме аккуратным рядком сушатся детские колготки, что положительно характеризует маму. Участковый привычно проходит по дому. Отмечает – все прибрано. Открыв холодильник, убеждается в наличии продуктов.
В кухне крутится малыш и приветливо улыбается незнакомым взрослым. Сестра многодетной мамы объясняет, что хозяйки дома нет, уехала в райцентр по делам.
– Старшая девочка в школе? – спрашивает уполномоченный.
Родственница подтверждает. Убедившись, что в многодетной семье все идет своим чередом, Андрей Баторович садится и оформляет акт обследования. Попутно рассказывает, что на Новый год детям из этой семьи соцзащита предоставила праздничные подарки.
Степанов возвращается на рабочее место вполне удовлетворенным – за семью, в которой мы побывали, можно пока не переживать. Всего под надзором у него четыре семьи.
– Многодетные, неблагополучные, матери-одиночки, – перечисляет собеседник. – Кого-то я посещаю раз в неделю, кого-то один раз в месяц.
Глава Ныгдинской администрации Ирина Саганова отмечает, что совсем уж запущенных и проблемных семей в муниципалитете немного. Достучаться до нерадивых земляков бывает порой непросто, но, как говорится, вода камень точит. К тем, кто упорно не желал меняться, участковый все чаще и чаще наведывался в гости. И результаты видны. Неблагополучные родители стали подтягиваться, зная, что за их судьбой следит социальный участковый, и они не остались один на один с проблемами.
– Бывает, сложно с людьми разговаривать. Бывает, трудная финансовая ситуация – нет денег на дрова, например. Тогда мы стараемся помочь, подключаем родственников, – рассказывает Андрей Боторович.
Но помогают не только родственники. Участковый наладил межведомственное взаимодействие с пенсионным фондом, специалистами отделов опеки, полицией, отделом ПДН, школой, медиками.
При работе с семьями важно установить контакт не только с семьей, но и со всеми, кто может помочь в разрешении той или иной проблемы. Своему участковому земляки вполне доверяют. Андрей Баторович по-своему проводит диагностику семейной ситуации, анализирует социальное окружение семьи. В селе, где все знают друг друга, это достаточно легко. И уже на основе полученных данных составляется своего рода индивидуальная программа социальной реабилитации, к которой подключаются специалисты – соцработники, юристы, педагоги.
Безработные деревенские семьи нуждаются, как правило, в оформлении документов. Уполномоченный помогает таким клиентам выхлопотать детские пособия, собрать пакет документов для получения материнского капитала.
На вверенном ему участке Андрей Степанов знает каждую семью. И старается как можно быстрее отреагировать на любые изменения, помочь исправить ошибки. И продолжает курировать семьи, чтобы у подопечных не было соблазнов оступиться.
Патронаж семей, попавших в трудную жизненную ситуацию – не единственная забота участкового. Удаленность сел от административного центра создает серьезные трудности сельским жителям при решении многих социальных проблем. На дорогу до райцентра небогатым селянам приходится тратить 300 рублей, плюс расходы на обед. Для безработных деревенских эта сумма неподъемная. А ездить в Кутулик приходится часто – за мерами социальной поддержки, документами, связанными с разными выплатами, компенсациями за доставку топлива, оплату детского сада и т.д. И к радости своей жители Ныгды узнали, что многие свои заботы они могут перепоручить молодому социальному уполномоченному. Он помогает собрать пакет документов, консультирует, как правильно составить официальные бумаги, и доставляет их по назначению. По сути, Степанов стал выполнять в селе работу многофункционального центра.
– С сентября в мои полномочия вошло также оформление детских пособий и социальных стипендий для детей из категории нуждающихся, – добавил Андрей Баторович.
С недавних пор к работе участкового добавилось и предоставление платных услуг. Среди них, например, покупка и доставка лекарств и продуктов.
– Сначала многие односельчане не понимали, что за служба у Андрея Баторовича такая, теперь массово идут к нему за помощью, – говорит Ирина Саганова.
На каждого клиента Степанов заводит своего рода личное дело. Помимо паспортных данных к ним прилагается акт предоставления услуг, ксерокопии использованных документов. Оформление бумаг – дело ответственное и отнимает немало времени. Но даже сложно себе представить значимость этой помощи для деревенского человека.
Близость участкового специалиста к населению позволяет предоставлять социальные услуги своевременно и адресно. И что самое важное – нуждающиеся и члены их семей сами активно включаются в процесс преодоления возникшей трудной ситуации.