Перспективы таежного Раздолья
Поселок Раздолье – один из самых живописных в Усольском районе – привычно называют таежной территорией. Тайга вокруг него заметно редеет, и уже сегодня встает вопрос – как жить и развиваться дальше? У муниципалитета есть конкретные перспективы – стать туристическим раем или большой промышленной площадкой.
Прошлое и будущее
От Усолья до Раздолья – свыше 80 километров по сильно разбитой дороге. Тем, кто, невзирая на бездорожье, доберется сюда, открываются раздольинские красоты. Название поселка полностью себя оправдывает – здесь привольно раскинулись усадьбы, которые естественно соседствуют с тайгой. С берега реки Китой в ясную погоду хорошо различимы заснеженные вершины Саян.
Навесной пешеходный мост длиной в километр, соединяющий поселок с деревней Черемшанка, – местная достопримечательность. Своим силуэтом он напоминает знаменитый мост Золотые Ворота в Сан-Франциско.
Самый популярный вид транспорта здесь, как и в Китае, – велосипед. На нем ездят молодежь и старики.
В муниципалитет входят пять населенных пунктов: поселок Раздолье, деревни Борисова, Большая Черемшанка, Октябрьский и Манинск. Карта не обманывает – муниципалитет занимает ровно треть Усольского района.
Первое, что бросается в глаза в Раздолье – чистота приусадебных территорий.
– Порядок поддерживаем с тех пор, когда действовал леспромхоз. Так было заведено бывшим руководителем Иваном Мартыновым. На нарушителей стараемся воздействовать, а вообще – народ у нас сознательный, – говорит глава муниципалитета Сергей Добрынин.
Моргудейский ЛПК занимался заготовкой и вывозкой древесины. Вокруг Раздолья было несколько лесозаготовительных пунктов, на базе которых образовались села. Сегодня на карте района их уже нет – ликвидировали в середине прошлого века в припадке укрупнения. Не стало и лесохимической артели, которая занималась выработкой смолы, изготовлением скипидара. Закрылась артель, где мастерили канцелярские столы, ложки, сани. Сегодня от мощного леспромхоза осталось скромное предприятие.
Еще в Раздолье работают учреждения бюджетной сферы, филиал Новоленинского дома престарелых и частные предприниматели.
Раздолье на жительство порой выбирают переселенцы-горожане. В поселке рады отнюдь не всем. Пьющие и грешные «новоселы» становятся головной болью местных жителей. Есть те, кто продал по пьянке квартиру, залез в коммунальные долги и поэтому уехал из города. Кто-то из неблагополучных горожан покупает дома за материнский капитал. Такие не приспособлены к сельской жизни, пропивают все, что можно, и исчезают, бросив подворья.
Сегодня в Раздолье проживает 1,7 тыс. человек, из них 268 детей.
– Население стареет. В 70-е годы у нас в школе училось 700 человек. А сейчас сотня не наберется, – сокрушается глава.
Демография невеселая. Проблемно рожать в муниципалитете, в котором нет ни одного детского сада. Администрация МО делает все возможное, чтобы попасть в программу по строительству детсадов. В детсадовской очереди стоит 30 детей. Пока для них при местной школе открыт Центр игровой поддержки.
В доме культуры недавно был проведен капитальный ремонт. Поселковый библиотекарь Надежда Титова отмечает, что библиотека никогда не пустует – десятки школьников приходят за новыми книгами. По вечерам в ДК малыши занимаются в тренажерном зале. Хореограф Лидия Курбатова рассказывает, что охотнее всего местные школьники выбирают кружки прикладного искусства и танцев. В ДК работает подростковый клуб «Карусель» и студия брейк-данса для мальчиков.
«Дороги трудны, но хуже без дорог …»
Даже не верится, что красивый и благоустроенный поселок можно променять на вахтовую общежитскую койку, но факт – работы в Раздолье немного. Молодежь едет на вахту, трудится в Усолье и Ангарске. У лесозаготовщиков тяжелый, не всегда высокооплачиваемый труд, который среди молодежи непопулярен.
Удел мужиков – лес, а женщины трудятся в бюджетной сфере. В доме-интернате для престарелых создано 35 рабочих мест. Медсестра интерната Ольга Карпова рассказывает, что сегодня под ее присмотром проживают 29 человек, и работы у персонала год от года прибавляется.
– Я 40 лет работаю. Раньше не было столько брошенных стариков, все были под присмотром, – огорчается Ольга Карпова.
В окрестных деревнях большинство живет за счет личного подсобного хозяйства и тайги. А вот животных, хотя бы коров, мы в Раздолье не видели – их держат немногие.
В муниципалитете много проблем, главные – электроснабжение и дороги. Линия электропередач не выдерживает нагрузок.
– Без света сидим, – говорит глава муниципалитета. – Построенная в 1957 году ЛЭП была временной. После банкротства предприятия сети бросили. На некоторые объекты не было технической документации. Нам пришлось все это восстанавливать. Мы подготовили проектно-сметную документацию на строительство ЛЭП, но пока сдвигов нет. В прошлом году в муниципалитете электричества не было 470 часов. Опоры ветхие, падают от малейшего ветра. Вчера опять три опоры упало.
Когда в строй будет запущена ЛЭП «Пионерск – Тальяны» (строится по инвестпроекту), раздольинские сети слегка разгрузятся, и в поселке будет более высокое напряжение. Но радикально это проблему не решит, поскольку старые опоры как падали, так и будут падать.
Дороги в муниципалитете тоже нуждаются в капитальном ремонте. Большегрузы, возящие лес и уголь, расколотили и без того искалеченные трассы. Раньше ежедневно по поселку в непосредственной близости от жилых домов они проходили десятками. Машины рушили дорожное полотно, жители страдали от пыли и загазованности.
Большой победой администрации и населения стало строительство объездной технологической дороги, которой добивались свыше пяти лет. Начать стройку помогли депутаты областного Заксобрания.
Вся таблица Менделеева
Бюджет МО на текущий год – 12 млн рублей, собственных доходов – 1,3 млн рублей. Сегодня в Раздолье два перспективных направления развития – промышленность и туризм. Для туристов Раздолье, где тайга соседствует с рекой Китой, – просто рай. Китой – один из крупных притоков Ангары, образуется от соединения двух водоемов – рек Самарин и Жатхос, которые начинаются на возвышенности Нуху-Дабан. Это место обожают сплавщики, которые на плотах и катамаранах проходят по реке более 100 км. В августе 2011 года команда каякеров из России, Франции, Германии, Англии и Латвии сплавилась по Китою и даже сняла об этом фильм.
Из достопримечательностей можно отметить Китойские пещеры, расположенные на левом берегу реки между поселками Октябрьский и Раздолье. Самой живописной из них является пещера Козий двор, которая представляет собой огромный провал. По легенде волки загоняли коз к краю обрыва, а затем подбирали трупы упавших животных. И сейчас внизу Козьего двора можно найти черепа косуль.
Любители экстремальной езды приезжают в Раздолье, чтобы погонять по местному бездорожью, штурмуя скальники. Также сюда стремятся мотогонщики. Два года в Раздольинском МО проходят соревнования по трофи-ориентированию.
Значительно увеличить турпотоки призван районный фестиваль «Дары тайги», состоявшийся в поселке впервые этим летом. Он, несмотря на накладки, получился уникальным. Организации, предприниматели, жители Усольского района представили гостям почти всю линейку экологически чистых дикоросов (ягоды, грибы, орехи, травы). На нескольких площадках прошли выступления коллективов, дегустации, мастер-классы по резьбе по дереву, изготовлению поделок из природного материала. Этот фестиваль станет традиционным, обещают в муниципалитете.
Чтобы развивать туризм, запланировано строительство трех новых турбаз в верховьях Китоя и двух озер. Но пока инвесторы в этот сектор экономики вкладываются не очень охотно. На территории не особо развита инфраструктура. Однако сюда в основном едут люди, не заинтересованные в организованном туризме, а те, кто предпочитает самостоятельно прокладывать маршруты.
Оптимистичные планы развития руководство муниципалитета связывает и с добычей полезных ископаемых. Сегодня на территории действует Арансахойское угольное месторождение. В 2000 году подтвердились запасы в 1 млн тонн угля только в одном карьере. Второй карьер считывает 1,5 млн тонн угля. Но сказать, что муниципалитет имеет большие преференции от наличия угольных запасов, будет неправдой. Про разбитые дороги мы уже упоминали. Налогов с угольного карьера пока нет. Тем не менее муниципалитет и руководство угольной компании взаимодействует – угольщики помогают, например, техникой. Нельзя сбрасывать со счетов и рабочие места для жителей.
Также в районе работает геологоразведка по исследованию рудных месторождений. Перспективы добычи неплохие, говорят в муниципалитете.
– Значит, Раздолье со временем станет промышленной территорией? – спрашиваем главу.
– У нас вся таблица Менделеева. Уголь кончится, будет что-то другое, добыча известняка, например. Надеемся, что Ангарским цементным заводом он будет востребован, – уверен Сергей Добрынин.