16.10.2015 08:15
Рубрики
Парламент
Теги
#ЗС
16.10.2015 08:15

Что мешает общественному контролю?

В июле нынешнего года был принят областной закон «Об общественном контроле в Иркутской области», базирующийся на аналогичном федеральном законе. Реализации этого закона был посвящен круглый стол, созванный областной Общественной палатой, участниками которой стали депутаты ЗС, члены правительства и Общественных советов органов исполнительной власти, представители общественных и некоммерческих организаций.

Председатель комиссии по развитию гражданского общества Общественной палаты Светлана Уралова напомнила, что в резолюции IV Байкальского гражданского форума общественный контроль отмечен как важнейший институт гражданского общества. Согласно закону, граждане вправе участвовать в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и государственных организаций. На сегодняшний день, сообщила она, создано 30 общественных советов в 33 областных исполнительных органах власти.

Опытом работы такого органа поделилась заместитель председателя общественного совета при ГУФСИН России по Иркутской области Наталья Хроменкова. Состоит совет из 18 человек, четверо из которых – общественная наблюдательная комиссия мест принудительного содержания. Члены совета, по словам Натальи Хроменковой, должны обладать набором необходимых качеств: правовым образованием, принципиальностью, способностью к конструктивному взаимодействию и проч.

Как сказал один из разработчиков закона, председатель комитета ЗС по законодательству о госстроительстве и местном самоуправлении Борис Алексеев, запрос на общественный контроль в различных сферах растет, но механизмы такого контроля до сих пор не всем ясны.

– Чтобы закон заработал полноценно, требуется принять изменения в 25 других законодательных актов. На сегодняшний день поправки внесены лишь в некоторые из них. 

По его словам, много вопросов вызывают нормы статьи 27 федерального закона об ответственности за нарушения законодательства об общественном контроле.

– Чтобы эти нормы реально заработали, они должны быть наполнены конкретным правовым содержанием. То есть необходимо откорректировать административное, уголовное и иное законодательство. Кроме того, федеральный закон оставил открытым перечень форм общественного контроля. Стихийное использование каждой из форм, неясный характер правовых последствий приводят к снижению активности граждан.

Он также заметил, что по созданию и работе общественных советов практика сложилась, а вот общественные инспекции и группы общественного контроля пока слабо прорисовываются.

– Нам необходимо обратить внимание на то, чтобы контролеры, инспектирующие деятельность государственной и муниципальной власти, были сформированы в общественные инспекции.

Он сослался на опыт работы комитетов народного контроля, действующих при советской власти.

– При таких комитетах создавались соответствующие общественные инспекции. Именно эти инспекции были глазами и ушами работников народного контроля.

В резолюции, принятой участниками круглого стола, отмечается, что большинство общественных советов сформированы на основании ведомственного контроля – их возглавляют первые или вторые лица министерств и ведомств. Это не отвечает принципу самостоятельности субъекта общественного контроля и их независимости.

Предложен и порядок образования общественных советов, в которых половину членов составляют представители Общественной палаты, а вторую половину – работники той или иной организации и граждане.