Страницы лет перебирая…
В Иркутске издана книга «Хроники жизни и творчества Е.А. Евтушенко»
Его называют последним из классиков. Уже от самих этих слов веет чем-то застывше окаменевшим. А он все такой же: яркий, подвижный, эмоциональный, увлекающийся – как двадцать-тридцать-пятьдесят лет назад…
Его, так же как иркутского губернатора Юрия Ножикова, которого так никто и не смог «причесать», не смогли изменить и переделать никакие жизненные обстоятельства. И, даже надевая (впрочем, довольно редко) вместо своего любимого гламурно-пестрого пиджака строгую темную пару, он выглядит мальчишкой, готовым в любой момент на озорную проделку. Таким вот «взрослым мальчиком» с дерзкой смешинкой в синих глазах изобразил Евгения Евтушенко в 1962 году художник Борис Шаляпин, знаменитый сын знаменитого певца. Сегодня этот портрет украшает обложку новой книги, изданной в Иркутске летом 2015 года.
«По ступеням лет» – так называется первая часть «Хроники жизни и творчества Е.А. Евтушенко», охватывающая период с 1932 по 1962 год. Авторы – В.В. Комин и В.П. Прищепа уже известны своими работами, посвященными поэту («Человек, которого не победили», «Он пришел в XXI век», «Зима – столица Евгения Евтушенко» и др.). На этот раз тандем журналиста и литературоведа взялся осуществить грандиозный проект: проследить весь жизненный и творческий путь Евгения Евтушенко «по годам, месяцам, дням, нередко – часам, а где удается – по минутам». При этом личная и литературная биография поэта, проиллюстрированная многочисленными фотографиями, рассматривается в контексте социальных и культурных факторов эпохи.
Пожалуй, именно в таком расширенном варианте «Хроника» и может быть интересна наибольшему количеству читателей. Особенно подкупает внимание авторов к деталям обыденной, повседневной жизни. Вот, например, описание старинного деревянного дома в Зиме, где Женя Евтушенко прожил почти всю войну. Вместе с авторами мы видим калитку с железным кольцом, сени, кухню… И тут же следует пояснение о том, что «старожилы кухню называли кутьей, а место за печкой – закутком».
Можно только порадоваться за авторов, сумевших в своей книге сохранить много замечательных «зарисовок с натуры», таких, например, как рассказ о няне маленького Жени – Нюре Маркиной, бежавшей в 1930-е годы с тамбовщины, где свирепствовал голод, в Москву. Или сцена обсуждения в московской организации Союза писателей романа Дудинцева «Не хлебом единым» (1957 год), когда молодой поэт Евгений Евтушенко не побоялся вступиться за опального писателя, «разъяренным щенком» наскакивая на Константина Симонова, перешедшего на сторону официальной партийной номенклатуры.
Или совершенно замечательный эпизод в редакции «Литературной газеты» (1961 год), куда Евтушенко принес свои стихи «Бабий Яр». Сотрудники попросили разрешения сделать копии стихов. «То есть как копии? – недоуменно спросил поэт. – Я же принес его печатать…» Все молча переглянулись. Никому это даже в голову не приходило. Потом один из журналистов, горько усмехнувшись, сказал: «Вот он, проклятый Сталин, как в нас еще сидит…» Такие рассказы не только помогают сохранению исторической памяти, но и показывают пример гражданского и человеческого мужества.
Для нас, краеведов, особенно важны сибирские страницы литературной биографии Евтушенко. И здесь авторами проделана значительная исследовательская работа. Например, ими были уточнены сведения о поступлении Евтушенко в Литературный институт, неверно отраженные в издании «Писатели Восточной Сибири» (Иркутск, 1971 год). Зафиксированы в «Хронике» и первые публикации в региональной периодике произведений поэта, а также критических материалов о нем.
С юмором воспринимаются сейчас обвинения в очернительстве, предъявленные возмущенными сибиряками поэту Евтушенко после публикации его поэмы «Станция Зима» (1956 год). Ему же тогда было совсем не до смеха. В подробном и обстоятельном письме он попытался переубедить земляков: «И что с того, если я увидел там (в Зиме) и пьяных, и очереди, – разве меньше я люблю свой город от этого, разве охаиваю его тем самым?! А если я и говорю что-либо горькое о людях, которых я встречаю, – так это потому, опять-таки, что люблю их и хочу, чтобы они были еще лучше…»
Большим подспорьем для всех, интересующихся творчеством Евтушенко, – краеведов, филологов и библиотекарей – является внушительный справочный аппарат «Хроники», включающий родословные поэта, указатели его произведений, переводов, публицистики, кинофильмов, а также календарь выступлений и хронологический указатель мест пребывания Евтушенко.
Что касается недостатков издания, то главным из них, на мой взгляд, является отсутствие хорошей редакторской правки. Как следствие – многочисленные повторы одних и тех же мыслей, фраз, описаний. Вместе с нечеткостью слога, «размытостью» изложения создается явное ощущение «вязкости» текста». Еще один царапающий «стилистический зигзаг» – переизбыток высокопарных, излишне пафосных фраз. Современникам Евтушенко – Белле Ахмадулиной и Роберту Рождественскому – тоже постоянно присваиваются эпитеты «великих Поэтов». Авторы явно не замечают пародийности таких выражений. Пытаясь воздвигнуть героический монумент, они невольно лепят карикатурный шарж, забывая о выражении «от великого до смешного – один шаг». Еще одно следствие недостаточно тщательной редактуры книги – ряд досадных опечаток и ошибок. Очень жаль, что такое нужное и важное по своей сути издание носит следы небрежности и торопливости.
Но и при всех недостатках и просчетах в «Хронике» привлекает и подкупает искренняя увлеченность авторов предметом своего исследования. И не только привлекает, но и в какой-то степени даже заражает. Вот и я не удержалась и провела свое небольшое библиографическое расследование. В электронном каталоге ИОГУНБ нашла несколько изданий 1930-х годов, автором которых является дед Евгения Евтушенко – математик Рудольф Гангнус, тот самый, который был репрессирован в Москве в 1938 году. А еще в библиотеке есть целая подборка книг и статей, написанных братом поэта – Александром Гангнусом, геофизиком, биологом, журналистом. Он – автор научно-популярных книг «Тайна земных катастроф», «Тропой времен», а также романа «Полигон». На это небольшое исследование меня подвигло именно прочтение «Хроник жизни и творчества Е.А. Евтушенко».