21.10.2015 08:15

Окружите ребенка заботой и вниманием

Советуют родителям социальные педагоги

Учитель русского языка и литературы иркутской школы № 17 Олеся Кондурарь в этом году получила премию губернатора Иркутской области как лучший классный руководитель, работающий с детьми из социально неблагополучных семей. Молодая, обязательная и энергичная Олеся Кондурарь признается, что никогда не хотела и даже не мечтала работать в школе.

После окончания факультета филологии и журналистики ИГУ вышла замуж, родила сына и дочь. Жизнь шла своим чередом, пока однажды Олесю не пригласили в школу преподавать пару часов в неделю русский язык и литературу. Молодому специалисту практически сразу поручили классное руководство. С тех пор прошло девять лет. Сегодня Олеся Николаевна хоть и молодой, но уже опытный педагог, и не представляет своей жизни без учеников.

– Школа – это то место, где дети должны научиться в первую очередь простым человеческим качествам – дружбе, доброте, преданности, – уверена она. – Мне абсолютно комфортно работать учителем, и уходить из профессии я не собираюсь. Наш коллектив – это одна большая дружная семья, и отношения у нас очень теплые. В школе учатся около 500 детей. Почти каждого ребенка знаю лично. Когда заканчивается очередной учебный год, я уже с нетерпением жду новый. Говорят, что это бывает у всех молодых учителей, потом проходит (улыбается).

– Олеся Николаевна, как человеку понять, что педагогика – это его призвание?

– Работа в школе – это определенный стресс. И, если, несмотря на все трудности, ты улыбаешься при виде своих учеников, значит, это именно твое дело. 

– Вы получили премию губернатора как классный руководитель, работающий с детьми из социально неблагополучных семей. Как часто вам приходится иметь дело с такой категорией школьников?

– На самом деле класс у меня совершенно обычный. Просто там есть дети, которые требуют особого внимания и подхода. У нас учатся два ребенка, которые остались без родителей. У одного сначала умер папа, потом мама. Он стал замкнутым, мог неадекватно реагировать на замечания – швырять стулья, парты. Со временем психологическая рана стала затягиваться, поэтому ребенок стал более уравновешенный. У второго мальчика умерла мама. Ребенок ушел в себя, ни с кем не разговаривал, отказывался работать на уроке, выполнять домашнее задание. На самом деле эти ребятишки хорошие и талантливые. Один мальчик прекрасно танцует, поет, второй – занимается спортом. Я отношусь к ним как к родным. И моя задача как учителя – понимать этих детей, любить и поддерживать. Важно, чтобы у этих школьников, как и у других, была вера в то, что люди вокруг – добрые, открытые и всегда готовы прийти на помощь.

– Как учитель может помочь ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации?

– Детей, у которых сложилась трудная жизненная ситуация, нужно активно привлекать к общественной работе. Например, у нас есть один мальчик, который начал курить, прогуливать уроки, перестал делать домашнюю работу. В этот момент к нам в школу пришел новый учитель физкультуры и организовал секцию волейбола. Так вот этого мальчика сделали старостой класса. Видимо, он почувствовал ответственность перед ребятами, поэтому стал меньше пропускать уроки, и с сигаретой его уже не увидишь.

Дети из особой категории участвуют в постановке спектаклей, посадке цветов в школьном сквере, сборе вещей для малоимущих семей. Такая работа может казаться незначительной, но именно она воспитывает в ребятах доброту, сострадание, чуткость, умение дружить, ценить окружающих людей. Это то, чему ученик в первую очередь должен научиться в школе.

Вообще, я считаю, что у каждого учителя есть возможности для работы с особыми детьми. Почти в каждом классе есть такие ребята. И для того, чтобы им помочь, существует масса методов, известных еще со времен Макаренко. Самое доступное средство – побеседовать по душам, наладить контакт с родителями и опекунами. Это может сделать каждый учитель. Главное – понимать, что все это делается для ребенка. Помните, как у Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

– Что для вас как для учителя является лучшей наградой?

– Лучшая награда от учеников – это, конечно же, четверки, пятерки в дневнике.

– Какой универсальный совет вы бы дали родителям как учитель?

– Я советую родителям почаще привлекать детей к общим семейным делам, например, вместе работать на даче; вместе отдыхать – ходить в кино, кафе, гулять. Как учитель литературы предлагаю вместе читать и обсуждать художественные произведения. Окружите детей любовью, заботой и вниманием. Тогда они начнут осознавать свою ценность для вас.