Квартет на нервах
Сыграли артисты иркутского драмтеатра
Мелодраму с красивым названием «Квартет для двоих» по пьесе Анатолия Крыма поставил в Иркутском драмтеатре режиссер Геннадий Гущин. И хотя действие происходит в семье композитора, история эта не совсем о музыке. Она – о произведениях того рода, которые на нервах своих близких может исполнить человек любой профессии.
Сам режиссер сыграл в спектакле одну из главных ролей – стареющего композитора Евгения, который накануне 60-летнего юбилея не смог совладать с «бесом в ребре» и привел в дом молодую любовницу, поставив перед фактом свою супругу Екатерину (заслуженная артистка РФ Елена Мазуренко), с которой прожил 35 лет. Действие семейной драмы разворачивается в квартире, типовые черты интерьера которой знакомы нам с советских времен. Две комнаты как бы разделяет невидимая стена. Герои то и дело прячутся за ней, стараясь узнать, что же происходит в соседней комнате. Таким увидела пространство спектакля художник-постановщик Евгения Шабанова.
– Казалось бы, банальная семейная история, но чем-то она меня схватила за сердце, – отметил режиссер Геннадий Гущин. – Эта пьеса про всех нас, ведь у каждого рано или поздно в жизни наступает переоценка ценностей. Человек начинает задумываться, что у него получилось, а что – нет. И мало кто винит в неудачах самого себя, как правило, виноват кто-то, начиная от школьной учительницы и заканчивая близкими людьми. С нашим героем происходит то же самое – оказывается, написать гениальное произведение ему помешали все: жена, страна, перестройка. И он думает, может быть, есть еще время создать что-то великое? А как это сделать? Наверное, нужно влюбиться в молоденькую девочку. И вместе с тем он предает человека, с которым он прожил жизнь, рушит судьбу молодой девочки. В общем, на наших глазах происходит полный крах.
Но несмотря на весь драматизм ситуации, пьеса Анатолия Крыма все-таки написана в жанре комедии. Поэтому, ужасаясь ситуации, которая разворачивается на сцене, зритель все время смеется над остроумными пике проживших всю жизнь бок о бок супругов:
Евгений: «Тебя никто не гонит. В конце концов, ты имеешь на эту квартиру такие же права, как и я.»
Екатерина: «Спасибо. Я подозревала, что ты благородный человек. У нее, как я понимаю, квартиры нет.»
Евгений: «Она живет в общежитии.»
Екатерина: «Что-то новенькое в нашем репертуаре. Ткачиха? Мать-одиночка?»
Роль коварной соблазнительницы Жени в спектакле исполнила Анастасия Шинкаренко. Впрочем, на поверку она оказалась наивной девочкой, влюбленной в якобы умирающего гения, а не хищницей, желающей поживиться за счет стареющего ловеласа. Екатерина выясняет, что Евгений соврал ей, будто бы ему осталось жить всего год, и на это время она должна стать его музой, чтобы он закончил свой квартет. Это и становится «последней каплей» для супруги. Она нанимает на роль своего возлюбленного мальчика по вызову Вадима (его роль исполнил молодой талантливый артист Иван Гущин). Появление в доме кавалера Екатерины вызывает у Евгения бурю эмоций. Сначала возмущение, а потом и ревность: «Когда солидный мужчина, скажем, влюбляется в молодую девушку, это, пускай необычное, но вполне нормальное явление. В мужчине изначально заложено желание покорять молодых самок! Так утверждает наука, природа, наконец! Но когда пожилая женщина тащит в дом сопляка, и они говорят, что любят друг друга – это противоестественно! Это извращение!»
– Мне было интересно сыграть негодяя, ведь в моем репертуаре в основном положительные и даже героические персонажи, – говорит про свою роль Геннадий Гущин. – А здесь такое полное нравственное разложение. Причем это было полезно и для меня самого, потому что я какие-то вещи пересматривал в себе. Подобных «героев», как это ни печально, немало вокруг нас в реальной жизни. И хочется, чтобы каждый человек после спектакля заглянул в себя.
Кстати, в итоге Вадим влюбляется в Екатерину, пораженный ее преданностью мужу.
– Когда отношения замешаны на любви, то она может как созидать, так и разрушать, – считает Елена Мазуренко. – Но умная женщина все равно старается создать очаг, дом. Однако всегда остается опасность раствориться в этом и остаться неоцененной теми, ради кого ты жила. Женщина всегда в этом отношении совершает незримый подвиг, который часто остается незаметным для ее мужчины.
Финал в спектакле открытый. На протяжении всей постановки то и дело возникает образ пушкинского «черного человека», который якобы пришел за Моцартом. Герои вспоминают его, кроме того, по телефону все время звонит неизвестный мужчина, либо кто-то молчит в трубку. И только когда Евгения покидают все близкие – любовница бросает его, узнав, что смертельная болезнь – выдумка, а жена просто уходит, – ему звонит незнакомец и заказывает «Реквием» за один миллион долларов. В этот момент раздается зловещий смех.
– Мы, конечно, задавали себе вопрос: можно ли с таким финалом выходить к зрителям, ведь должен же быть какой-то свет в конце тоннеля, – отметил Геннадий Гущин. – Но с другой стороны, искусство может воздействовать и через негативный опыт. Наверное, это попытка заставить человека, сидящего в зале, задуматься и ужаснуться: «А ведь у меня точно также, но только есть еще немного времени, чтобы все исправить».