Каким быть прожиточному минимуму пенсионера в регионе

Решат на сессии Законодательного Собрания Иркутской области

Вопрос о величине прожиточного минимума пенсионера в 2016 году рассмотрели на заседании комитета по здравоохранению и социальной защите Заксобрания региона под руководством Андрея Лабыгина. Депутаты решили рекомендовать сессии принять законопроект, внесенный губернатором Иркутской области Сергеем Левченко, но в перерыве заседания предполагается изменить предложенную величину в сторону увеличения.

Напомним, прожиточный минимум пенсионера (ПМП) утверждается ежегодно, соответствующий проект закона необходимо принять до 1 ноября. Нужно это для того, чтобы всем неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения не достигает ПМП, можно было предоставить социальную доплату к пенсии до заданной величины.

Федеральная социальная доплата начисляется Пенсионным фондом. Региональная – органами социальной защиты региона в случае, если прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ выше, чем аналогичный показатель по Российской Федерации. В Приангарье такие региональные выплаты до сих пор не производились.

На заседании комитета вниманию депутатов представили два альтернативных законопроекта, внесенных губернатором Приангарья Сергеем Левченко и региональным уполномоченным по правам человека Валерием Лукиным.

Последний предложил установить две величины прожиточного минимума неработающего пенсионера: для районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, а также для иных территорий Иркутской области. Обосновывая свою позицию, он подчеркнул, что сегодня около 25% граждан региона относятся к числу бедных, а это каждый четвертый. Одной из эффективных мер снижения уровня бедности являются социальные доплаты. Однако северяне, по мнению Валерия Лукина, эти доплаты недополучают, потому что тратят на жизнь больше денег, чем жители южных территорий.

– Бедность – это хроническая болезнь, и ликвидировать ее, руководствуясь средней температурой по больнице, невозможно, – заявил уполномоченный.   

Исходя из его расчетов, величина прожиточного минимума пенсионера, проживающего в районах Крайнего Севера, должна составить 10 тыс. 306 рублей, для всех остальных – 8 тыс. 136 рублей.

Валерий Лукин считает, что это позволит обеспечить адресную социальную поддержку неработающих пенсионеров с доходами ниже прожиточного минимума. Проект закона затрагивает интересы свыше 90 тыс. пожилых людей.

Уполномоченный также обратил внимание на то, что с 2014 года в Иркутской области утверждены две потребительские корзины – для северных и всех остальных районов Приангарья. Следовательно, по его мнению, должно быть и два прожиточных минимума.

Между тем правительство Иркутской области, Контрольно-счетная палата региона и правовое управление Заксобрания подготовили отрицательные заключения на предложенный уполномоченным законопроект. Правовых оснований для введения двух величин прожиточного минимума нет – цифра должна быть одна. Прокуратура прямого запрета на такую дифференциацию не нашла, но обратила внимание на то, что принятие законопроекта потребует дополнительных расходов регионального бюджета, а финансово-экономических обоснований к документу не прилагается.

Наталья Воронцова, исполняющая обязанности министра труда и занятости Иркутской области, представила проект закона, внесенный губернатором региона и отвечающий всем требованиям действующего законодательства. В нем обозначена одна на весь регион величина прожиточного минимума пенсионера – 8 тыс. 491 рубль. По сравнению с текущим годом рост составит 1 тыс. 382 рубля, или 19,4%. И если в 2015 году реализация областного закона обходится федеральному бюджету в 1,3 млрд рублей, то в 2016-м эта сумма увеличится до 2,1 млрд рублей. Между тем если регион установит величину прожиточного минимума пенсионера выше общероссийской, дополнительные средства придется изыскивать в областном бюджете.

На сегодняшний день величина в целом по России не установлена. Расчеты производились исходя из прогнозов. Контрольно-счетная палата Иркутской области, опираясь на исходные данные, вышла на другую цифру – 8 тыс. 739 рублей. Министерство труда высказало готовность совместно еще раз пересчитать искомую величину.

В рамках обсуждения двух альтернативных законопроектов депутат Алексей Козюра поддержал документ, внесенный уполномоченным по правам человека, как более социально ориентированный. Другие парламентарии отметили, что являются законопослушными гражданами и не могут голосовать за закон, для принятия которого нет правовых оснований.

Заместитель председателя Законодательного Собрания и глава комитета по здравоохранению и социальной защите Андрей Лабыгин предложил рекомендовать сессии принять в первом чтении проект закона, внесенный губернатором, но в перерыве заседания пересмотреть величину прожиточного минимума в сторону озвученной КСП или принять решение, руководствуясь опытом соседних субъектов РФ.

Он также отметил, что в дальнейшем депутаты могут выйти с инициативой о дополнительных мерах поддержки жителей северных территорий области за счет средств регионального бюджета.

В результате голосования парламентарии решили рекомендовать сессии отклонить законопроект Валерия Лукина и принять в первом, а после консультаций в окончательном чтении, документ, внесенный губернатором.