Депутаты приняли изменения в бюджет -2015
И утвердили на пост председателя правительства кандидатуру Александра Битарова
В ходе 29-й сессии Законодательного Собрания парламентарии пополнили свод областных законов еще 16 законодательными актами, а также поддержали поправки в четыре федеральных закона.
Итоги тайного голосования
Сессия началась с согласования кандидатуры первого заместителя губернатора – председателя правительства. Процедура эта опробуется впервые как следствие принятого в июне нового формата исполнительной власти, по которому экономическая деятельность передается от губернатора его первому заму.
То, что Сергей Левченко предложит на этот пост Александра Битарова, не было секретом. Еще 4 октября тот написал заявление о снятии с себя полномочий депутата ЗС и был назначен исполняющим обязанности главы правительства. То, что предложенная кандидатура не вызовет у депутатов возражений, тоже было известно. Еще в преддверии сессии губернатор заручился поддержкой всех четырех партийных фракций ЗС. Поэтому представляя Александра Битарова парламентариям, Сергей Левченко был краток: вы его хорошо знаете, он человек известный, вам и решать.
Сам кандидат, которому по Регламенту Законодательного Собрания предстояло изложить депутатам свою программу, тоже был сдержан:
– С моей стороны было бы самонадеянно, только вступив в должность, уже представлять готовую программу действий. Такая программа – это, безусловно, коллективный труд, а коллектив только складывается, правительство еще формируется. Я могу утверждать только одно: программа социально-экономического развития области в условиях сегодняшнего кризиса должна быть подвергнута серьезной ревизии. Я, безусловно, сторонник социального бюджета, который мы имеем на сегодняшний день, но нам надо стремиться сделать его и бюджетом развития.
По мнению Александра Битарова, у областной экономики слишком однобокое развитие, доходная часть бюджета в основном формируется за счет нефтегазовой отрасли. Только два нефтедобывающих предприятия: Верхнечонскнефтегаз и Иркутская нефтяная компания дают практически 30% налога на прибыль – основного источника финансовых поступлений. Необходимо диверсифицировать промышленность, развивать лесопереработку и нефтегазохимию. Нужна также серьезная поддержка сельхозпроизводителей.
– Мы теряем людей в сельских поселениях, недостаточно вкладывая туда ресурсы. А лучший способ прекратить отток населения – сохранить устоявшийся уклад жизни.
Александр Битаров заверил, что работа правительства будет открытой, и все добрые начинания, осуществленные и намеченные предыдущим правительством, будут поддержаны.
Результаты тайного голосования, которые огласила счетная комиссия, были таковы: 37 депутатов из 39, присутствующих на сессии, поддержали кандидатуру Александра Битарова на пост первого заместителя губернатора – председателя правительства и лишь двое проголосовали против.
Председатель ЗС Сергей Брилка от имени депутатов поздравил Александра Битарова с избранием, пожелав успехов на этом нелегком посту.
– Я убежден, что вы будете работать в интересах жителей Иркутской области, – сказал он.
Изменения в бюджет-2015
В октябре, как правило, проводится ревизия основных параметров бюджета текущего года. Обычно к моменту прохождения девятимесячной дистанции областная казна становится более полновесной. На этот раз, как сообщил первый заместитель областного министра финансов Александр Каневский, собственных дополнительных доходов не получено. Уровень налоговых и неналоговых поступлений не только не достиг намеченных рубежей, но отстает даже от прошлогодних. Падение коснулось акцизов на алкоголь в связи с консервацией Ангарского пивоваренного завода и налога на доходы физических лиц из-за отсутствия реального роста заработной платы во многих секторах экономики.
– Область обладает резервами, чтобы сгладить негативное влияние недополучения НДФЛ, – заверил замминистра. – Этому будет способствовать рост налоговой отдачи от золотодобывающей и алюминиевой промышленности за счет благоприятной конъюнктуры на международном рынке и девальвации рубля.
Особенно нехватка финансовых средств ощущается в образовательной сфере. За счет интенсивного строительства новых дошкольных и школьных образовательных учреждений количество воспитанников детских садов возросло на 9 тысяч, а школьников на 10 тысяч человек. Новые детсады и школы – это и возросшие штаты педагогов, воспитателей, обслуживающего персонала и коммунальные расходы. Они-то и «съели» раньше времени субвенции, отпущенные муниципалитетам, создав угрозу кредиторской задолженности по зарплате уже в ноябре.
Ситуация была прогнозируемая, но рассчитывали покрыть дефицит средств из дополнительных доходов. При их отсутствии вынуждены делать перемещения внутри бюджета, перекидывая деньги на приоритетные направления. Как сообщил Александр Каневский, на сбалансированность бюджетов направлено 317 млн рублей за счет уменьшения расходов на обслуживание долга, оптимизации не столь приоритетных расходов и резервного фонда правительства области.
Единственным пополнением бюджета-2015 стал целевой трансферт из федерального бюджета а размере 1 млрд рублей. Он направляется на поддержку сельскохозяйственного производства, а также малого и среднего бизнеса, развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, обеспечение лекарственными препаратами детей-инвалидов и исполнение других федеральных обязательств.
Принятый на утреннем заседании сессии в первом чтении законопроект «О внесении изменений в закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», был рассмотрен в перерыве комитетом по бюджету ЗС во втором чтении. Как сказала вице-спикер, председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова, в ходе заседания члены комитета постарались учесть все замечания депутатов, высказанные в ходе первого чтения:
– Мы откорректировали субвенции на образование, выделяемые муниципалитетам, чтобы избежать кредиторской задолженности по зарплате педагогам и работникам дошкольных образовательных учреждений.
Комитет принял постановление, в котором рекомендует правительству области, учитывая несбалансированность местных бюджетов, дефицит их финансовых средств на исполнение расходных обязательств рассмотреть возможность корректировки в ноябре-декабре бюджета-2015 года с целью увеличения межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям в размере подтвержденной потребности.
Депутаты единодушно утвердили изменения в бюджет-2015 сразу во втором и третьем чтении. С учетом федерального трансферта его доходная часть составляет 102 млрд рублей, а расходная – 112,5 млрд рублей.