В 63 жизнь только начинается
Пенсионер из Ныгды стал фермером
Многие люди с опаской ждут зрелого возраста и связанных с ним проблем. Житель села Ныгда Аларского района Владимир Хабалов вполне может стать позитивным примером для тех, кто боится пенсии. В свои 63 года Владимир Семенович стал фермером и начал новую жизнь.
Личное подсобное хозяйство с десяток голов скота Хабалов, конечно, держал всегда. А кто в деревне не держит? Но Владимир Семенович одним из первых среди земляков официально примерил на себя статус начинающего фермера со всей вытекающей ответственностью. Те, у кого и поголовья побольше, и техника имеется, создавать КФХ пока не спешат, рассуждая – куда торопиться, ведь неизвестно, как оно потом обернется.
А Хабалов рискнул. В 2015 году он оформил документы на создание КФХ и подал заявку на получение гранта по программе «Начинающий фермер». И ведь выиграл конкурс!
Владимир Семенович из породы людей серьезных и обстоятельных. Мало кто на его месте решился бы городское житье-бытье сменить на деревенские просторы. В Иркутске Хабалов с семьей прожил 30 лет, а потом, оставив квартиру детям, вернулся в родную Ныгду.
– На Родину потянуло, – с улыбкой признается собеседник.
Это было в 1997 году. Владимир до развала местного совхоза успел поработать водителем. А потом только и осталось, что заниматься личным подсобным хозяйством, как это делали все его земляки. В основном держал КРС, косил для него сено. Об обработке земли даже не помышлял – много ли напашешь-насеешь без техники?
Став в этом году начинающим фермером, Хабалов получил по областной программе грант в 1,4 млн рублей. Рад был так, что и не высказать, признается хозяин. Такая поддержка!
Первым делом купил пресс для сена, навесные валковые грабли в шесть метров и роторную косилку. С помощью новой техники, несмотря на засушливое лето, накосил 150 рулонов сена. Да не просто себе накосил, а еще и родственников из Усть-Орды выручил. Те уже подумывали было скот забивать из-за отсутствия сена на зиму.
Теперь фермер строит далеко идущие планы. Вместе с землячкой Екатериной Шаракшанэ покупает в этом году 30 голов молодняка калмыцкой породы. Этот вид КРС – единственная и лучшая в России отечественная порода скота мясного направления. Она выведена калмыками-кочевниками много веков назад в суровых условиях горных и степных пастбищ Китая, Средней и Центральной Азии. Хитом подворий называют эту породу сельхозтоваропроизводители России.
В ноябре будет заключен контракт с фермером из Калмыкии, затем, после карантина, скот отправят в Иркутскую область. Удивительно, что закупка скота в далекой республике, расположенной на юго-востоке европейской части России, обойдется дешевле, чем у коллег в соседнем районе.
– Загон с навесом для скота строю, успеть надо до холодов. А вообще калмыцкий скот хорошо переносит длительные перегоны, обладает высокими нагульными качествами. Скот при перемещении в более суровые климатические условия хорошо адаптируется, – рассказывает фермер.
Но в будущем все-таки придется строить новую ферму. На следующий год Владимир Семенович также планирует расширить хозяйство, взяв в аренду 70 га земли. Впервые будет сеять зерновые, для начала – порядка 10 гектаров.
В ближайших его планах – приобретение трактора. Старый покупать не хочется, а на новый пока не заработал, рассуждает фермер. Это значит, снова надо брать кредит. Пока же старую технику помогают ремонтировать земляки – народ в Ныгде дружный.
Большие расходы предстоят и при бурении водоскважины – без устойчивого водоснабжения расширяющееся КФХ не обойдется.
В своих трудах и заботах фермер полагается на давнюю спутницу жизни – супругу Альбертину Алексеевну. Своих дойных коров, а их в КФХ пока 11 штук, хозяева доят сами. В будущем придется принимать в хозяйство работников – создание рабочих мест записано и в условиях получения гранта.
А пока все приходится делать самому. С тех пор, как Хабалов официально стал фермером, значительно прибавилось трудных мыслей.
– Бывает, ночью лежу, думаю – все ли правильно делаю, справлюсь ли со всем, что задумал? А утром встанешь – и скорей на работу, уже и переживать некогда, дела делать надо, – признается фермер.
Так, за делами, проходит время, и абсолютно некогда думать о надвигающемся возрасте, некогда переживать о невзгодах и жалеть себя. Потому что впереди еще очень много дел, которые Владимир Семенович себе наметил.
Его программа-максимум на перспективу – стать участником проекта «Развитие семейной животноводческой фермы». Пока это только планы, для осуществления которых надо много работать. Но, как нам показалось, Владимир Семенович в свою мечту верит. А упорства и трудолюбия ему не занимать…