23.10.2015 16:00
Рубрики
Культура
Теги
#книга
23.10.2015 16:00

Мальчик ищет себя

Игорь Савельев «Zевс» (16+)

Издательство: «Эксмо», 2015 г.

Вот она – проза молодых. Игорю Викторовичу всего 32, но он уже широко известен и даже не в узких кругах. По большому счету за душой у него только один роман «Терешкова летит на Марс», «Zевс» – второй, но на подходе третий – «Верх на малиновом козле», который должен выйти в октябре.

Критики Игоря Савельева любят и хвалят, он входит в московскую литературную тусовку, он печатается в толстых журналах, ведет колонки в газетах «Московский комсомолец» и в общественной электронной газете, он обозреватель агентства «Башинформ», и даже в 2007 году в качестве одного из молодых писателей встречался с президентом.

Ну, не чудо ли это, да? Вот стоит перед нами простой башкирский парень, выпускник филфака – и такой успех! Но с другой… С какого это перепугу весьма архаичная проза Савельева вызвала такой нешуточный интерес. Старенький, по сравнению с Савельевым, Сорокин и трижды пенсионер Лимонов пишут куда более современную прозу. В молодости мы ценим дерзания, смелость, способность не оглядываться на авторитеты, прокладывать свой путь, а тут будто тренд столетней давности?

Ладно, попеняем на время, архаика нынче в моде, и не только у нас. Но эта постоянная оглядка назад, использование формы, которая не держит. Ведь действительно в старые мехи новое вино не наливают.

Что такое «Zевс»? Это старый добрый производственный роман эпохи соцреализма. Главный герой Кирилл – молодой инженер. Он работает в туполевском конструкторском бюро в Москве, где возникает идея возродить сверхзвуковой пассажирский самолет. У Кирилла есть даже новое техническое решение, но бюрократия еще советского образца вечно перестраховывается и норовит украсть идею и распилить бюджет, а еще у Кирилла есть беременная жена Яна и друг из Казани. Жену он ревнует, в то, что самолет будет – не верит, а друг соблазняет бросить производство и уйти на телевидение. Когда-то Кирилл выступал в довольно успешной команде КВН, а в «Comedy Club» как раз есть потребность в новых лицах из провинции. Что ж делать, на работе все без перспектив, а на канале ТНТ есть шанс, а то жена-красавица ненароком сбежит с богатым и успешным.

Чувствуете, как в старые добрые времена герой должен сделать правильный жизненный выбор, или неправильный. Классический добрый молодец перед тремя дорогами и одним камнем. Все это сдобрено вполне узнаваемыми сегодняшними реалиями полугодовой давности, но энергетики это роману не добавляет.

Сам Савельев прекрасно понимает, что от него ждут так называемой поколенческой прозы. И такая проза у него для нас вроде как есть – это роман «Верх на малиновом козле», где он обещает предъявить тему протестующей молодежи, наркотиков и так далее, считая, что эти материи более интересны широкому кругу людей, чем новый сверхзвуковой самолет и трудный выбор героя из «Zевса».

Только вот поколенческая проза не появляется от простого желания написать ее. Чтобы возникла поколенческая проза, нужно сначала, чтобы было само поколение. И вот тут-то возникает вопрос – а есть ли оно? Поколение – это не только время рождения, это, прежде всего, общность ценностей. А какие ценности у сегодняшних тридцатилетних? СССР, которого они не знали, но потеряли – это лишь миф, можно, конечно, понастольгировать, но в подлинности чувств это, увы, не убеждает.