Колесо истории Владимира Никишина
Самые судьбоносные моменты в жизни государства российского можно увидеть в проекте «Колесо истории» известного братского художника Владимира Никишина. На двух этажах иркутской Арт-галереи «DiaS» представлены его графические произведения и керамика. Уникальность экспозиции в том, что здесь можно увидеть новые работы автора.
Над серией, посвященной истории России, вернее ее правителям, Владимир Никишин работает уже более семи лет. Первую ее часть «Правление дома Романовых» он уже показывал в Иркутске. Сейчас портреты царей заняли свое место в галерее образов правителей России. Однако нужно оговориться, что это совсем не парадные портреты. На них самодержцы, прежде всего, обычные люди, или забавные персонажи истории. Вот любительница пышных балов и нарядов Елизавета – в окружении бюстов своих фаворитов. Или Екатерина Великая со множеством орденов и медалей, которыми она осыпала своих подданных. Вот фигура последнего царя Николая II на фоне красноватых «обоев» из пятиконечных звезд, где слева, из маленького «окошка», как «черт из табакерки» выглядывает Владимир Ленин, а по направлению к новому вождю уже шагают красноармейцы.
– Я намеренно старался избегать всяческого негатива, – пояснил Владимир Никишин. – Не хотел делать злых или помпезных портретов. Ведь цари, прежде всего, люди со своими странностями: с любовью к попугайчикам, блаженным, к богато убранным столам. Кстати, портрет Петра I по этой причине я переделывал два раза. Первые работы были очень злыми. На одной из них он сидел за столом, по которому волоком тащат корабли, – все это напоминало Гулливера с лилипутами. Во второй было откровенное насилие – подавление восстания стрельцов. И только потом возник образ, когда Петр сидит на огромном окне, прорубленном в Европу, опустив свои ноги по щиколотку в крошечный канал. Я специально выискивал и привносил в портреты детали, которые касались бы личных пристрастий. По сути, в этих работах не важны сами люди, гораздо значимее наша история, выраженная через них.
Почти нет негатива в переосмысленной Владимиром Никишиным истории после свержения самодержавия. Она представлена в серии «От князя Львова до Путина». Здесь мы видим Сталина с трубкой, Брежнева в орденах, Хрущева, окруженного темой полетов в космос. И снова в портретах нет оценочного суждения. Пожалуй, только образы государственных деятелей новейшей истории изображены с сатирическим оттенком. Вот Горбачев в нимбе из долларовых купюр, вот Путин с маленьким медведем на руках.
Образы правителей перемежаются с наиболее значимыми историческими событиями, вернее символическим его изображением в некой астральной реальности, где живут ангелы. Причем в воображении Владимира Никишина они бывают белые и красные, есть ангелы-крестьяне, ангелы-космонавты и ангелы-солдаты.
– Во второй части между портретами я сделал работы-вставки с событиями, которые мне показались важными – арест царской семьи, ее убийство, полет в космос, Великая Отечественная война, – пояснил Владимир Никишин. – Вы спросите, почему все герои этих картин представлены в виде ангелов? Потому что, на мой взгляд, и у белогвардейцев, и у красных – у каждого была мама, были дети, была семья, и для них их близкие были ангелами. Причем каждый считал, что правда на их стороне. По большому счету весь проект построен на этом споре.
Завершает выставку работа «Навии» – жутковатые лица-маски правителей страны с пустыми глазницами, в белых одеждах, напоминающих смирительные рубашки.
– Навии – образ из философии древних славян, – пояснил Владимир Никишин. – Они возникают, когда живущие начинают глумиться над умершими, как бы вытаскивая их души. Но эти духи, разгневавшись, могли провоцировать разлады, споры, войны. Этим образом я хотел сказать, что нам нужно перестать судить о людях, которых мы практически не знаем, пусть они и правили миллионами. Достаточно узнать и принять свою историю, начать жить настоящим, тогда все будет хорошо.
Но каким бы не было отношение зрителя к правителям России, бесспорно, каждый, кто посетит выставку, сможет, прежде всего, насладиться прекрасной техникой и безупречным мастерством автора. В экспозиции также можно увидеть работы из шаманской серии Владимира Никишина, изящные натюрморты и монументальные керамические вазы.
Выставка будет работать до 30 октября.