Рекламные провокации
Иркутские компании завлекают клиентов непристойными ассоциациями
Ряд иркутских компаний привлекают клиентов рекламой с неэтичным содержанием. Эти случаи рассмотрели на очередном экспертном совете при Управлении Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Иркутской области. Непристойной была признана реклама четырех фирм.
Как напомнил заместитель руководителя Иркутского УФАС России Александр Кулиш, результаты прошлого заседания экспертного совета не заставили себя долго ждать. Так, оштрафована московская радиокомпания, которая рекламировала себя возле одного из торговых центров Иркутска. На огромном плакате красовался торс обнаженного мужчины, который прикрывал интимные места табличкой «Просыпаться с ним приятно». На рассмотрение дела в столицу Приангарья лично приезжал директор компании, который, по словам замруководителя УФАС, даже заявил, что это его торс, и нет ничего предосудительного в его демонстрации. Реклама все-таки была признана непристойной, и нарушитель привлечен к административной ответственности на сумму 100 тыс. рублей.
Кроме того, сотрудники антимонопольной службы установили причастных к распространению рекламных объявлений «Эротические фантазии по телефону». В ближайшее время и по этому делу будет принято решение.
В повестку прошедшего 27 октября заседания экспертного совета при УФАС было включено 12 реклам шести иркутских компаний. Жалобы по ним поступили в антимонопольную службу как от жителей города, так и от местных властей. Больше всего недовольных собрали рекламные щиты, размещенные по Байкальскому тракту и на улице Безбокова. На них строительная компания рекламирует бетон. На одном плакате девушка восхищается материалом: «Он у тебя такооой – твердеет прямо на глазах». На другом – остались только ее чувственные губы, слоган тот же.
– Меня, конечно, оскорбило само содержание рекламы. Я думаю, рекламодатель не мог не понимать, какие ассоциации у носителей языка она вызывает, – говорит заявитель Анастасия Артамонова, доцент кафедры русского языка и межкультурной коммуникации ИрНИТУ. – У каждого человека есть стойкие ассоциации с той или иной лексемой. Эротический подтекст данной рекламы очевидный, тем более подтвержденный женскими губами. Причем эта реклама размещалась в основном на Байкальском тракте, по которому ездят гости нашего региона. И что видят туристы? Непристойное предложение.
Представитель строительной компании пояснила, что данный пиар-ход маркетологи не расценивали как оскорбляющий и непристойный, не усматривали никакого второго смысла, никаких ассоциаций:
– Целью рекламы, конечно, было привлечение покупателя, но никак не оскорбление его. Мы посмотрели много рекламных роликов в интернете и пришли к выводу, что сейчас такая подача актуальна. Но после того как посыпались жалобы, мы сняли баннеры с этой рекламой.
Правда, эксперты заметили, что по Байкальскому тракту рекламные щиты еще висят. Представитель фирмы парировала, что там просто не успели демонтировать. Буквально в ближайшие дни двусмысленная реклама бетона будет заменена другой.
Ничего оскорбительного члены экспертного совета в этой рекламе не увидели. Тем не менее было отмечено, что строительная компания пошла по пути провокации, вместо того, чтобы привлекать покупателей реальными преимуществами своей продукции. Не устроило экспертов и пошлое сравнение бетона. Большинством голосов реклама была признана неэтичной и непристойной, что является нарушением законодательства.
А вот рекламу другой строительной компании совет посчитал вполне приличной, хотя на нее также поступили жалобы в ФАС. Речь идет о баннерах «Я почти готова. Твоя квартира». Как пояснил представитель иркутской компании, был использован распространенный прием, когда идет обращение от первого лица. Ничего эротического и непристойного (в частности, в использовании женского образа в рекламе) эксперты не нашли.
Неэтичной и крайне непатриотичной эксперты сочли рекламу иркутского ночного клуба с американским названием, который в честь государственного праздника 12 июня проводил шоу под названием «Я люблю Россию». Все бы ничего, но на афише, которая была размещена в социальных сетях и непосредственно у клуба, изображена девушка в кокошнике, эротично облизывающая балалайку. Члены экспертного совета сошлись в одном – такое проявление любви к Родине – просто издевательство и кощунство. Саму рекламу большинством голосов отнесли к непристойной.
Не обойдет административная ответственность еще один иркутский развлекательный центр за фривольность в рекламной афише, анонсирующей шоу «Очень плохая училка», приуроченное ко Дню учителя. Женщина, стоящая с обнаженной спиной у школьной доски, фраза «не забудь свою зачетку» и опять же эротический контекст названия – все это не оставило равнодушными членов экспертного совета. Реклама клуба также признана непристойной.
Ряды развлекательных заведений с неэтичной рекламой пополнил и бар-ресторан, расположенный у «подножия» Иркутского музыкального театра. Претензии заявителя касались двух плакатов, рекламирующих новое шоу-кабаре под названием «Цена любви!». По первой афише, где, собственно, и фигурировало это название, у экспертов не возникло вопросов – ее отнесли к надлежащей. А вот расшифровка шоу на втором плакате («Сколько стоит любовь») с изображением полураздетой девицы не вызвала особых разногласий у членов экспертного совета – рекламу посчитали непристойной.
– По решениям экспертного совета о непристойности той или иной рекламы Управление ФАС будет принимать решение о возбуждении административного дела, – подвел итог Александр Кулиш. – Лица, причастные к распространению такой рекламы, вызываются на заседания комиссии ФАС, которая уже принимает решение о соответствии рекламы законодательным нормам. Как показывает практика, при положительном решении экспертного совета выносится такое же решение и комиссией. Далее мы штрафуем нарушителя. Юридическому лицу, к примеру, грозит штраф от 100 тыс. до 150 тыс. рублей.