Сколько зрителей, столько мнений
«Молодость», Италия, Франция, Швейцария, Великобритания. 118 мин., 2015 г. (16+)
Режисcер: Паоло Соррентино.
В ролях: Алекс Бекетт, Алекс МакКуин, Вероника Дэш, Джейн Фонда, Джози Тейлор.
Прошлогодний успех «Великой красоты», принесшей Соррентино «Оскар» и титул наследника Феллини, Антониони, Пазолини, Висконти и других великих итальянских режиссеров, дал ему своеобразный карт-бланш. Теперь ему можно снимать все, что угодно, лишь бы это было красиво.
По сути «Молодость» – эта та же самая «Великая красота», то есть фильм про старость, пресыщенность жизнью, про то, что раньше были творцы, а сейчас одна попса, только снятый в декорациях не Рима, а санатория-профилактория для богатых и знаменитых в Швейцарских Альпах.
Фред Боллинджер (Майкл Кейн) – британский композитор и дирижер, ученик Стравинского, живой классик – вот уже лет двадцать ежегодно поправляет здоровье в одном и том же швейцарском санатории. Компанию ему составляет друг-ровесник, знаменитый голливудский режиссер и тоже вроде как классик Мик Бойл (Харви Кейтель).
На фоне открыточных альпийских пейзажей разыгрываются две крупные истории и десяток мелких. Но поскольку крупные истории на самом деле не такие уж крупные, а мелкие можно уместить в пару реплик, то герои большую часть фильма разговаривают, обмениваясь друг с другом банальностями.
Режиссер с группой сценаристов хипстерской внешности пишет сценарий для своего фильма «Последний день жизни». Этот свой труд киноклассик позиционирует как творческое завещание, но актриса, которую он планировал на главную, отказывается от съемок, предпочитая денежную работу в сериале.
Композитора одолевает представитель королевы Елизаветы II, который просит Боллинджера – любимого маэстро принца Филиппа, приехать в Лондон и выступить на юбилее его высочества. Фред отказывается, королева настаивает. Во второй визит гонца он объясняет, почему не может выступить на дне рождения.
Этот второй визит с точки зрения драматургии явно лишний, да и вообще в паззле, что пытается сложить Паоло Соррентино, столько лишних необязательных деталей, что ни слово «молодость», ни слово «вечность» выложить не удается.
Среди отдыхающих в санатории есть молодой актер (Пол Дано), пресыщенный жизнью, читавший Новаллиса и готовящейся к роли Гитлера. Есть разжиревший футболист с татуировкой Карла Маркса во всю спину – привет Морадонне. Тут же крутится девушка Лена (Рэйчел Вайс) – дочка Фреда и по совместительству его секретарь, которую муж, по совместительству сын Мика, только что бросил ради поп-певички, (ее, кстати, играет поп-певичка Палома Фейт). Заглядывает на курорт и коронованная Мисс Вселенная, причем настоящая Мисс (Мадалина Диана Генея), которая купается в бассейне голышом. Фигурирует на экране и вечно молчащая семейная пара, левитирующий буддист и еще какие-то разномастные персонажи.
Все эти люди вызывают чувство неприятия. Их страдания на дорогущем альпийском курорте так же фальшивы, как силиконовая грудь Мисс Вселенной. Если Соррентино ставил перед собой задачу показать тех, кому поклоняются даже короли, в «шкуре» обычных людей со своими вполне обывательскими желаниями и причудами, то это, в значительной степени, удалось… Хотя, у авторского кино сколько зрителей, столько мнений. Возможно, у вас будет другая точка зрения.