Что сказал мертвец?
Пола Хокинс «Девушка в поезде» (16+)
Издательство: «АСТ», 2015 г.
Мировой бестселлер. На первом месте в списке «The New York Times» «Девушка…» продержалась 14 недель, а ее автор Пола Хокинс в одночасье проснулась богатой и знаменитой, хотя за 15 лет своей журналистской карьеры написала книгу финансовых советов для женщин и несколько романтических комедий.
Продано более трех миллионов экземпляров! Книга переведена на 44 языка, а компания «DreamWorks» уже готовится к экранизации! Снимать собирается Тейт Тейлор, режиссер «Прислуги», а на роль главной героини приглашают Эмилию Блант. Красивая и обаятельная блондинка должна сыграть опустившуюся безработную тридцатилетнюю алкоголичку Рейчел.
Сравнение с недавним бестселлером Гиллиан Флинн «Исчезнувшая» – первое, что приходит в голову. Судьба романов практически одинакова, правда, экранизировал «Исчезнувшую» более титулованный кинематографист Дэвид Финчер. Но если у американки Флинн повествование ведется от лица мужа и от лица жены, то у британки аж три повествователя, причем все три женщины. Первая – Рейчел, она основная рассказчица. Вторая – Меган, которой чуть меньше в тексте. И третья – Анна, которой совсем немного. Причем одна мертва уже где-то с середины романа, и совершенно непонятно, как она могла довести рассказ до момента собственного убийства. Но это, как говорится, издержки жанра. Если раньше авторы детективов вовсю эксплуатировали прием под названием «ненадежный рассказчик», то нынче в ходу еще и «мертвый рассказчик», что ж, прогресс налицо. А Хокинс сумела в одном тексте совместить обоих рассказчиков: Рейчел ненадежна потому, что напивается до беспамятства, а кто мертвый – говорить не буду.
Итак, что мы имеем. Мы имеем два романа о семейных отношениях, точнее, о кризисе семьи как института. Только Флинн дает мужчинам кое-что сказать в свою защиту, а вот Хокинс мужчин практически лишает голоса, все забивает женское трио. Порой убить хочется всех троих, или сделать так, чтобы они замолчали. Но в этом как раз вся прелесть женского детектива. Хотя детективом в классическом смысле назвать «Девушку в поезде» нельзя, да и триллером тоже, это такой современный нуар. В старом нуаре всегда бухал либо полицейский с трудной судьбой, либо частный сыщик, а тут бухает женщина, которая не имеет отношение к силовым структурам, но судьба у нее тоже тяжелая, что не мешает ей, однако, провести собственное расследование и догадаться, кто убийца.
Джесс и Джейсон. Такие имена дала Рейчел «безупречным» супругам, за жизнью которых она день за днем наблюдает из окна электрички. Она им страшно завидует, так как ее семейная жизнь не сложилась. Рейчел хотела ребенка, но оказалась бесплодной, от расстройства впала в депрессию и запила, муж ее бросил и ушел к другой, и у него тут же родилась дочь.
Но однажды, проезжая мимо, она видит, как во дворике коттеджа, где живет идеальная пара, Джесс целуется с каким-то незнакомым мужчиной. Любовник, решает она, и значит, супруги небезупречны. А потом Рейчел узнает настоящее имя Джесс и то, что она исчезла. Рейчел решает помочь Джейсону, которого подозревают в убийстве жены, рассказать ему о любовнике и проинформировать полицию. Вот здесь-то и начинают «вываливаться скелеты» из всех шкафов.