Старейшее поселение Аларского района мечтает жить по-новому
Ныгда – неприметное, неяркое село приезжим откроется не сразу. За обычными домами и непроницаемыми лицами местных жителей трудно рассмотреть богатую, интересную историю этих мест. А между тем история Ныгды, любовно собранная краеведами, хранит много тайн и легенд. И множество известных людей родила эта земля.
Легенды и люди
Название села происходит от бурятского «ныгдыхын», что означает «объединение». Есть легенда, что село названо в честь объединения нескольких бурятских родов. Любой житель расскажет историю о трех деревьях – лиственнице, сосне, березе, которые в конце XIX века посадили три брата, основавшие три рода – Осиповых, Алексеевых и Бухаевых.
– Близ Ныгда есть гора Хара-Хушун, у подножия которой проводят ритуалы посвящения в шаманы. Здесь также поклоняются обусинскому шаману-хородуту Хану – Мэргэну, погибшему на горе. В 1993 году местные власти решили проложить объездную дорогу у подножия Хара-Хушун, по которой должны были возить магнезит. Песок для строительства брали из карьера, открытого на священной горе. Буряты, жившие рядом, говорили, что это грех, нельзя трогать священное место. Вскоре многие строители, жители Ныгды один за другим стали болеть и умирать. И строительство под напором общественности было прекращено, – рассказывает глава Ныгдинского МО Ирина Саганова.
В 1993 году на этом месте археологи обнаружили останки древнего человека эпохи неолита. Место освятили согласно бурятским обычаям.
В пяти километрах севернее Ныгды, в сосновом бору, находится шаманское святилище «Убгэдэй бууса». Легенда гласит, что «Старцы пришли из-за Байкала и, изрядно побродив по разным местам, основали стоянку в окрестностях Ныгды». Местные жители именуют их эжинами. Ежегодно в их честь устраивают общественные молебны.
По мифам бурят первый шаман был рожден от Орла. Издревле повелось, что человек, убивший орла, непременно пострадает. Население Ныгды веками проявляет особое доброжелательное отношение к орлам. На северо-западе от села есть место Двенадцать Сосен, где до середины прошлого века гнездились белоголовые орланы. Птицы давно покинули обжитое место. Однако до сих пор место их гнездования для людей остается священным.
Ныгдинцы гордятся своими известными людьми. В честь хоккеиста Иннокентия Протасова (1932–2004 гг.) в Свирске назван стадион. Фронтовик, первый бурят – участник XV Олимпийских игр в Хельсинки, мастер спорта по пулевой стрельбе Петр Николаев (1924–2000 гг.) – легендарная в Ныгде личность. Имя талантливого бурятского композитора Гавриила Дадуева (1914–1958 гг.) увековечено на мемориальной доске местного ДК.
Современники – ветеран труда Екатерина Басанова, педагог Донара Бутуханова, аграрий Андрей Васильев, медик Алла Мотоева, многодетная мама Наталья Бухаева и другие земляки – тоже гордость села.
Муниципалитет включает в себя Ныгду, деревни Халта и Буркова. Проживает на территории 1100 человек, преимущественно буряты.
Главная проблема – безработица, говорит глава Ирина Саганова. Многие живут подсобными хозяйствами, продукцию сбывают на рынках в городе Черемхово. Таково географическое положение Ныгды – ей до города угольщиков ближе, чем до райцентра Кутулик.
Летом местные жители активно собирают ягоды и грибы, продавая их на трассе. Многие за сезон умудряются заработать до 100 тысяч рублей. Для кого-то выручка от лесных даров – единственное подспорье для сбора детей в школу.
Мужчины уезжают вахтой в Ангарск, Иркутск, работают в Кутулике. Именно в Ныгде мы узнали об уникальном явлении – здесь на работу вахтовым методом ездят также и женщины. Устраиваясь в Иркутске официантками и продавцами, мамы оставляют детей на безработных отцов.
Парадокс – рождаемость в селе год от года растет, но очередей в детский сад нет. Заведующая детсадом Татьяна Халбанова рассказывает – после повышения родительской платы многие от сада отказались – 1600 рублей для селян сумма немаленькая.
Еще одна достопримечателность села – в конце июня здесь ежегодно празднуется уникальный, единственный в округе местный праздник – Саламатный ехор.
– Все население от мала до велика собирается и варит из сметаны национальный саламат. Накрываются столы, приглашаются гости, – рассказывает педагог бурятского языка Оксана Сергеева. – Праздник сопровождается концертом.
Свое село жители любят – проводят субботники, вывозят мусор. По областному проекту здесь построили водонапорную башню. На средства «Народных инициатив» ремонтируются дороги, приобретены две детские игровые площадки, для местных артистов пошиты костюмы. В этом году по «Народным инициативам» на водокачке установили фильтр для воды.
В Ныгде нет базового хозяйства, на которое можно опереться. От бывшего совхоза не осталось камня на камне. Усольское ОАО «Белореченское» засевает в Ныгде 3 тыс. га. Планирует взять в аренду еще 700 га, что станет для муниципалитета большой удачей.
Местный кооператив, который принимает у населения молоко по низким ценам, отнюдь не способствует увеличению поголовья. Инвесторов на местный чернозем почему-то не находится, хоть для развития фермерских хозяйств в Ныгде есть, пожалуй, все.
Не в фокусе внимания
История сельской школы начинается с Ныгдинского инородческого приходского смешанного училища, которое было открыто в 1899 году. Еще одна удивительная особенность – старейшая школа в селе вроде бы есть, но ее же и…нет. Так, во всяком случае, утверждает директор учебного заведения Галина Бухаева.
– Школы у нас нет. Приспособленное и по совместительству аварийное здание, – выносит вердикт директор.
В 90-е годы под предлогом ремонта из местной школы детей перевели во временное здание – бывшую совхозную контору, рассчитанную человек на 30. Сегодня в здании учится 96 учеников.
Одной прогулки по школе достаточно, чтобы увидеть – косметика не в состоянии спрятать неприкрытую бедность. Все держится на заплатах и подпорках. Почти в каждом кабинете сгнили полы и стены. Прогнившие потолки поддерживаются лагами. В комнате, где занимается второй класс, в свое время обвалился потолок. Строители залатали провал как смогли.
В классе информатики ученики соседствуют с учителями, у которых тоже нет свободного пространства. В библиотеке потолок тоже на подпорках, грозит обвалиться. Чтобы не рухнул козырек школьной крыши, на крыльце тоже установили две подпорки. Сгнил и кабинет труда. Спортзала, актового зала в здании нет. Зимой дети бегают на лыжах или играют в шахматы. Линейки проводятся в тесном коридоре.
– Классы маленькие, кабинетов тематических нет. Чем больше класс, тем большую комнату мы ему отдаем, – рассказывает Галина Бухаева. – Мне стыдно глядеть детям в глаза. Есть выпускники, которые так и не поучились в нормальной школе. Есть же интернет, дети видят, что можно жить лучше. А мы словно застряли в 90-х годах…
Кабинетное оборудование, интерактивные доски и прочие школьные новации в Ныгду не везут – здание не то. Тут тоже большой вопрос – почему дети, вынужденные по вине взрослых учиться в приспособленном здании, лишены современных форм обучения?
Между тем в школе, где большинство учеников – буряты, активно возрождается национальная культура. Родной язык дети изучают со второго класса и показывают прекрасные результаты. Собственных звезд в школе хватает. Одиннадцатиклассница Катя Алексеева на всероссийском конкурсе юношеских учебно-исследовательских работ «Юный архивист» получила диплом I степени. Восьмиклассница Таня Бухаева на международном вокальном конкурсе в Красноярске стала лауреатом первой степени. Педагог Галина Машеева – лауреат Фонда поддержки и развития детского творчества «Планета талантов».
– В 2014 году в школе было два золотых медалиста. Было бы и больше, но многие родители переводят детей в другие школы. Дети хотят учиться в лучших условиях, – подчеркивает Галина Бухаева.
Школа славится своими борцами, постоянными победителями районных, областных, зональных турниров (тренер Илья Васильев). Почти все мальчики в Ныгде предпочитают этот вид спорта.
Из-за отсутствия спортзала ребята тренируются в местном клубе, где перед каждой тренировкой расстилают борцовский ковер. Затем ковер сворачивают, потому что начинаются репетиции фольклорного ансамбля «Аялга» (руководитель Елена Хапкинова). Сказать, что местным артистам повезло больше, чем школьникам, будет неправдой – ДК тоже требует капитального ремонта. Его обшили фанерой, вставили новые окна, но краше от этого старое здание не стало.
– Мы мечтаем не только о новой школе, но и ДК. Нам не надо огромного дворца, который мы не сможем содержать. Есть проекты, где ДК совместим со спортивным клубом, – делится сокровенным глава Ирина Саганова.
Планы на строительство новой школы есть, однако в это местные жители верят с трудом.
– Мы не в фокусе внимания власти, – уверена директор школы Галина Бухаева.
Власть же в лице заместителя мэра района по социальным вопросам Александры Папиновой заявляет, что Ныгда – первая в очереди на строительство нового учебного заведения. В данное время готовится ПСД на строительство. Вместе с Ныгдой новые школы должны появиться в селах Идеал и Ангарский. Ремонт и строительство образовательных учреждений в районе запланировано с 2016 по 2025 годы.
Значит, есть надежда, что рывок из 90-х годов Ныгда все-таки сделает…