Приключения подпольного пионера
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
СССР, 1964
Режиссер: Элем Климов
В ролях: Евгений Евстигнеев, Виктор Косых, Алексей Смирнов, Илья Рутберг, Арина Алейникова, Лидия Смирнова
Неслыханно смелую сатирическую комедию «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» мало кто успел посмотреть в 1964-м, когда ее сняли, выпустили в прокат и тут же из него изъяли. Тем не менее фильм Элема Климова благополучно дожил до наших дней и считается сегодня общеизвестным шедевром. Правда нынче его воспринимают скорее в качестве культовой картины для детей.
Непросто живется в образцовом пионерском лагере юному Косте Иночкину (Виктор Косых), обладателю чрезвычайно свободолюбивого нрава, любителю фехтоваться на палках, читать под одеялом с фонариком и заплывать за все мыслимые буйки. Очень уж противоречит эдакое свободолюбие установкам строгого, но не больно-то справедливого начлага Дынина (Евгений Евстигнеев). Поэтому после очередного Костиного проступка Дынин с крокодильими слезами на глазах из лагеря его вытурит, чтобы спокойно подготовиться к родительскому дню (в смысле – дню родительских посещений, а не тому, о чем можно было подумать).
Боясь вогнать родную бабушку в гроб преждевременным окончанием своих каникул, Иночкин решает из лагеря не уезжать, а спрятаться под трибуной, с которой столь любит вещать медоточивый тов. Дынин. В этом нелегальном положении Костю примутся поддерживать многочисленные друзья, добрая вожатая Валя (Арина Алейникова), физрук из студентов по прозвищу Гусь (Илья Рутберг), а также упитанный и мягкосердый завхоз (Алексей Смирнов). И только чьи-то подлые ножки в сандалиях будут беспрестанно цокать по асфальту да вытанцовывать перед товарищем Дыниным регулярные доносы.
Дипломной работе 30-летнего выпускника режиссерского факультета ВГИКа Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» суждено было стать едва ли не последней ласточкой «оттепели», а кроме того навек впечататься в сознание народа в качестве одного из самых блистательных образцов черно-белой советской комедии. Подлинно гениальный сатирический сценарий драматургов Семена Лунгина и Ильи Нусинова (вместе они также написали «Мичмана Панина», «Внимание, черепаха!» и «Жил певчий дрозд») Климов замечательно реализовал в формате эксцентрического бурлеска. Так в «Добро пожаловать» соединились два главных течения отечественной кинокомедии – рязановское и гайдаевское.
Впрочем, сатирического наполнителя многие упорно здесь не видят, полагая картину Климова всего лишь лучезарной юмореской про «наше счастливое детство». Таких незатейливых зрителей тоже можно понять: невзирая на все самодурство авторитарного товарища Дынина (роль, идеально заточенная под острохарактерног
Начальство опалу разглядело сразу – и даже, как всегда, перестаралось. Так, в портрете бабушки из искрометной сцены сновидческих похорон цензоры умудрились разглядеть черты самого Никиты Сергеевича, что поразило даже Климова. Конечно, дерзкий режиссер осознанно снимал свою дебютную работу, мягко говоря, не без фиги в кармане, но на подобное диссидентство не отважился бы и он.
Более того – именно «кукурузному вождю» обязаны все те зрители, которым посчастливилось увидеть «Добро пожаловать» в доперестроечную эру (картину хоть и выпустили, но в крайне ограниченный прокат). Сам Климов рассказывал об этом так: «Кто-то сумел уговорить Хрущева посмотреть “Добро пожаловать…” (а руководители смотрели фильмы только на своих дачах, с родственниками). И Хрущев смеялся, он был довольно простодушный человек, а потом спросил: “А чего вы этот фильм держите? Смешно ведь, пускайте в прокат”. Всё: антихрущевский фильм разрешил сам Хрущев!».
Но, вообще говоря, бог с ней, со всей этой климовской «антисоветчиной»