Беспокойное хозяйство Константина Рогова
Ангарчанин принял участие во всероссийском конкурсе «Народный участковый»
10 ноября закончился третий тур всероссийского конкурса «Народный участковый», в котором приняли участие лучшие инспекторы из всех субъектов РФ. Иркутскую область на нем представлял участковый уполномоченный ОП-1 Ангарска Константин Рогов. Итоги конкурса были подведены накануне профессионального праздника – Дня участкового уполномоченного полиции, который отмечается 17 ноября. И хотя наш земляк не вошел в число победителей, мы отправились к нему в гости, чтобы познакомиться с буднями инспектора и понять на деле, каково это – быть народным участковым.
Из-за снегопада преступники сидели дома
Как оказалось, будни участкового инспектора совсем не похожи на голливудские блокбастеры, где бравые шерифы играючи разбираются с крутыми парнями. У наших все намного серьезнее и реалистичнее.
Рабочий день участкового Константина Рогова начался в 8.30 с общего совещания в ОП-1 Ангарска. Для собравшихся провели инструктаж, рассказали о случившихся накануне происшествиях, похищенных вещах, пропавших людях, дали ориентировки на беглых преступников, без вести пропавших. Полная криминальная карта города составляется из данных патрульно-постовой службы, спецприемника, ОМОНа, ГИБДД, отдела вневедомственной охраны и изолятора временного содержания. К счастью, по своей территории Константин ничего неприятного в этот раз не услышал. И вообще по Ангарску регистраций нарушений было необычайно мало – сказался обильный снегопад: добропорядочные граждане и преступные элементы предпочли сидеть дома.
После выдачи оружия начался внутренний рапорт. Получив задачу на день, лейтенант Рогов отправился к рабочему месту. Спокойное начало дня прервал телефонный звонок. На 02 звонила женщина с жалобой – у нее только что вырвали из рук сумочку.
– Началось! – пояснил нам Константин, и мы вместе поспешили на место преступления.
Поймать преступника по горячим следам, к сожалению, не удалось, но сумочку обнаружили буквально через один квартал от места нападения. Воришка, выпотрошив содержимое кошелька, выбросил ставший ненужным дамский аксессуар на обочину. Заполнение протокола заявления у всхлипывающей потерпевшей заняло не менее часа.
Проводив женщину, Константин Рогов демонстрирует нам внушительную стопку папок с делами. Первыми лежат два преступления по части 2 статьи 115 (телесные повреждения) и 167 (умышленные повреждения и уничтожение чужого имущества), которые произошли два дня назад. На автомобильной дороге водители не поделили проезжую часть. Один разбил лобовое окно в автомобиле другого, а тот, догнав обидчика, ударил его монтировкой по голове… Все это нужно оформить по всем правилам. Бумажную работу прерывает новый звонок – жители одного из подведомственных домов требуют срочного прибытия участкового. Выезжаем!
К смерти и равнодушию привыкнуть нельзя
– Чувствуете, какой запах? Это же невозможно так дальше жить! – несутся со всех сторон крики обступивших лейтенанта соседей. – Вскрывайте квартиру!
Прибывшие бойцы МЧС помогают справиться с входной дверью, но представшая перед глазами картина заставляет побледнеть даже самых закаленных мужчин. На кровати – труп пожилой женщины. Судя по многочисленным признакам разложения, смерть произошла не менее недели назад. Участковый начинает осмотр помещения. Не обнаружив насильственных действий, вызывает ритуальную службу, которая забирает тело в морг. Оказывается, умершая пенсионерка проживала одна. Единственный сын со своей семьей уехал в отпуск. А вот почему соседи не обеспокоились тем, что бабушка уже неделю не выходит из квартиры, – непонятно.
– Такие случаи – самое неприятное в нашей работе, – с горечью подмечает Константин. – К смерти привыкнуть нельзя. А еще к человеческой жестокости и равнодушию.
Плотное кольцо зевак стремительно редеет. Люди, стараясь не встречаться глазами со своим участковым, торопливо расходятся.
В течение дня ему звонят и рассказывают о семейных скандалах, молодых людях, распивающих спиртные напитки на улице, о пьяном мужчине, валяющемся в подъезде, о том, что неустановленные лица вскрыли автомашину. Было и несколько совершенно курьезных сообщений: один мужчина пожаловался на… космических пришельцев, а дама рассказала, что из-за соседей, занимающихся производством самогона этажом выше, в квартире «потерпевшей» из крана течет чистый спирт! Не спешите смеяться: несмотря на абсурдность, участковый обязан отреагировать на каждое обращение. А еще, как выясняется, должностная инструкция предусматривает обход и проведение профилактических бесед с условно осужденными, неблагополучными семьями, несовершеннолетними, выявление пьяниц и наркоманов, обнаружение мест незаконной торговли. Кроме того, именно участковый проводит осмотр умерших, собирает материалы проверки, а если необходимо, то и задержание проводит.
По сути, участковый уполномоченный – это и следователь, и инспектор по делам несовершеннолетних, и сотрудник патрульно-постовой службы, и дознаватель, и сотрудник криминальной полиции и уголовно-исполнительной инспекции в одном лице. Недаром вверенное ему территориальное подразделение называется участком. Как правило, он первым прибывает на место происшествия. А знание практически каждого жителя играет неоценимую роль в раскрытии самых серьезных преступлений.
Раскрытые преступления и… жалобы от контингента
В короткие минуты затишья пытаемся поговорить с лейтенантом Роговым о личном.
– Работаю участковым четыре года. Думаю, это призвание, – охотно рассказывает он. – Что буду в органах работать, знал с детства. Родители выбора не оставили, потому что оба милиционеры: мама работала следователем, отец – начальником склада УМВД России по Ангарску. И я пошел по их стопам. Окончил юрфак, отслужил в ВДВ. Когда вернулся из армии, начал искать работу. Тогда в милиции была единственная свободная вакансия – участкового. Устроился, думал, что наберусь опыта и перейду на другую работу, например, следователем, а потом затянуло.
В ведении участкового Константина Рогова 17 ангарских кварталов, три садоводства и микрорайон Северный. Он обеспечивает покой более восьми тысячам жителей. Второй год лейтенант ведет сразу два участка – коллега в декретном отпуске. За годы работы в его послужном списке множество раскрытых преступлений и… десятки жалоб от местного контингента.
– Костя, трудные у вас участки?
– Да, беспокойные, – признается он. – В этих домах живет, конечно, не элита – многие еле сводят концы с концами. Большинство смирились со своей участью и заглушают проблемы алкоголем. Некоторые не имеют работы, но находят средства на спиртное. Пьют, потом начинаются драки, а заканчивается все вызовом участкового. Поэтому очень много заявлений и жалоб бытового характера.
– Вы этим людям помогаете, а они на вас жалуются?!
– Люди разные, и истории тоже разные, – спокойно объясняет лейтенант. – Случается, пьяный муж избил жену, я забрал дебошира в спецприемник. А утром жена прибегает и пишет на меня жалобу – муж какой-никакой, но свой, а я – представитель закона, власти, к которой у этого контингента отношение двойственное – страх, смешанный с неприязнью. Для большинства же именно участковые – последняя надежда на мир и спокойствие в собственном доме. И мы стараемся их не подводить, принимаем активное участие в разрешении конфликта.
Журналистский рабочий день подходит к концу. Константину Рогову до завершения трудовых будней еще далеко – его дежурство закончится к обеду следующего дня. К тому же впереди поздний вечер, это самая горячая пора.
Прощаясь с народным участковым желаем ему… поменьше работы. Ведь в данном случае это означает, что не случится ничего непоправимого, и несчастных людей станет меньше.