18.11.2015 08:15
Рубрики
Общество
Теги
18.11.2015 08:15

Уровень детского травматизма в Приангарье остается высоким

Ежегодно в Иркутской области около 60 тыс. детей получают травмы разной степени тяжести. Большинство пострадавших (76%) – это дети старше семи лет, остальные – дошкольного возраста. Эксперты уверены, профилактику детского травматизма нужно вести комплексно и в разных направлениях. Об этом шла речь на заседании круглого стола с участием врачей, спасателей, сотрудников правоохранительных органов.

Неутешительная статистика

Как сообщил заведующий отделением травматологии и ортопедии Иркутской государственной областной детской клинической больницы Олег Стемплевский, 30–40% детей получают поверхностные травмы, раны, ушибы, ссадины, 15% – растяжения связочного аппарата, суставов. Наиболее тяжелые травмы, переломы костей регистрируются у 17–18% ребят.

– Детский травматизм – очень актуальная проблема. Дети, в отличие от взрослых, не всегда могут оценивать и предвидеть опасность. Уровень детского травматизма в регионе остается высоким. По моему мнению, чаще всего причиной получения ребенком травмы становится недосмотр родителей. К сожалению, у нас нередки случаи травмирования грудничков, – отметил Олег Стемплевский.

Большинство травм лечится в амбулаторных условиях. В тяжелых случаях требуются оперативное вмешательство и стационарное лечение. В 2014 году в травматологических отделениях больниц Иркутской области прошли лечение 12 тыс. детей. И если в крупных городах маленьким пациентам оказывается специализированная медпомощь, то в остальных территориях эту работу проводят хирурги общего профиля, что не лучшим образом сказывается на здоровье детей.

Тяжелые последствия ДТП

Самые распространенные травмы – бытовые, которые дети получают, находясь дома, в подъезде или во дворе. На втором месте – уличные, которые ребята получают за пределами двора, при этом 1,5–2% из них составляют дорожно-транспортные происшествия. Цифра, казалось бы, небольшая, но именно во время ДТП дети получают наиболее тяжелые травмы, в результате которых либо становятся инвалидами, либо гибнут.

Начальник Управления ГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Вячеслав Жилкин сообщил, что за десять месяцев текущего года произошло 339 ДТП с участием несовершеннолетних: 21 ребенок погиб, еще 352 ребенка получили травмы различной степени тяжести.

– Основная категория попадающих в ДТП – это дети 10–14 лет. У них отсутствуют правовая грамотность и чувство опасности. Около половины происшествий от общего количества происходят с участием детей-пешеходов. Нарушения среди подростков примерно одни и те же: неожиданный выход из-за стоящего транспортного средства на проезжую часть, переход проезжей части в неустановленном месте, – отметил Вячеслав Жилкин.

Он рассказал, что первый в этом году несчастный случай с ребенком произошел ночью первого января. Мальчик с родителями гулял по улице Чайковского в Иркутске, из-за взорвавшейся петарды выскочил с обочины на проезжую часть и погиб под колесами автомобиля.

Следующая категория пострадавших – дети-пассажиры. В этом году в Иркутской области в результате ДТП погибли восемь детей, находящихся на пассажирских креслах. Почти все они не были пристегнуты ремнями безопасности, подчеркнул Вячеслав Жилкин. По его словам, использование ремней и специальных кресел сокращает тяжесть последствий ДТП в разы. На практике во время тяжелых ДТП дети, находящиеся в сертифицированных удерживающих устройствах, остаются живыми и получают наименьший вред здоровью. В остальных случаях они просто вылетают из автомобиля и погибают.

Вода и огонь – опасные стихии

По словам заместителя начальника управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области Александра Кузнецова, нынче в Приангарье увеличилось число детей, погибших и получивших травмы на пожарах и водных объектах. Если в прошлом году в огне погибли 15 детей, то в этом – уже 16. Причем среди них девять детей были в возрасте от одного года до трех лет, четыре ребенка в возрасте четырех лет, трое погибших – дети школьного возраста. Травмированы в результате пожаров 22 ребенка.

– Большинство погибших – малолетние дети, которые не смогли самостоятельно выбраться из горящего здания. Чаще всего пожары происходят с полуночи и до семи утра. Основные причины возгораний – неосторожное обращение с огнем, нарушение правил эксплуатации электрооборудования. В некоторых случаях – детские шалости, например, дети разводят костер и прыгают через него, одежда воспламеняется, ребенок получает травмы. Мы постоянно занимаемся профилактикой гибели и травмирования детей и взрослых на пожарах. Но для решения проблемы необходимо участие родителей. В Заларинском районе был случай, когда родители, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения, выбрались, а ребенок остался в горящем помещении и погиб, – рассказал Александр Кузнецов.

Неутешительна статистика и по случаям гибели на воде. В этом году в регионе утонули 19 детей (в прошлом – 16). Дети гибнут не только летом на водоемах, но и зимой, проваливаясь под лед.

Железная дорога – зона повышенной опасности

Начальник отделения по делам несовершеннолетних Восточно-Сибирского линейного управления МВД России на транспорте Тамара Темникова рассказала, что в этом году на железной дороге погибли четверо детей, столько же – травмированы.

– Во всех случаях мы имеем дело с отсутствием родительского контроля. 60% травмированных детей находились рядом с железной дорогой бесцельно – пришли туда просто поиграть, погулять, либо переходили железную дорогу в неустановленном месте. Есть факты, когда нарушения совершаются детьми вместе с родителями, либо рядом с ними. В этом году в Ангарске погибла 10-летняя девочка, которую мама отправила переходить дорогу в неустановленном месте. Практически на глазах у мамы ребенок попал под поезд, – рассказала Тамара Темникова. 

Начальник службы охраны труда и промышленной безопасности ВСЖД – филиала ОАО «РЖД» Иван Макархин отметил, что в Приангарье проводятся различные мероприятия по профилактике травматизма на объектах железной дороги. Нынешней осенью в 260 школах прошли тематические открытые уроки. В прошлом году на железнодорожных путях Усольского и Тулунского районов было построено около 8 км ограждений. Также на путях ВСЖД обустроено пять пешеходных переходов, отвечающих всем требованиям безопасности. Кроме того, возведены ограждения на самых опасных участках: станциях Батарейная, Мегет, Кая.

Ответственность родителей

Специалисты уверены, что профилактику детского травматизма нужно вести комплексно и в разных направлениях. Навыки самосохранительного поведения необходимо прививать с детского сада. В систему дошкольного и общего образования нужно включать специальные уроки по правилам поведения на опасных объектах. Кроме того, необходимо работать с родителями, которые отвечают за безопасность детей.

В этом году сотрудники Восточно-Сибирского линейного управления МВД России на транспорте обнаружили в зоне повышенной опасности 1,7 тыс. несовершеннолетних. В отношении 1,1 тыс. родителей были применены меры административной ответственности, предусмотренные статьей 5.35 КоАП «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних».

– В большинстве случаев мы сочли это следствием неисполнения родителями своих обязанностей. Комиссии по делам несовершеннолетних с нашим мнением согласились – ни одного протокола об административном правонарушении не было отменено, – отметила Тамара Темникова.

В случае гибели детей в отношении родителей возбуждаются уголовные дела. По информации старшего инспектора отдела процессуального контроля СУ СК РФ по Иркутской области Виктории Гусевой, в этом году в Приангарье было возбуждено 26 уголовных дел по статье 109 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности», из них 12 уже отправлены в суд.