Проект «Социальная отара»

Возрождает традиционный уклад жизни бурятских сел

С 2012 года Буддийская традиционная Сангха России претворяет в жизнь проект «Социальная отара», направленный на возрождение бурятского овцеводства. По распоряжению Главы буддистов России Пандито Хамбо Ламы Дамбы Аюшеева в села Бурятии, Забайкальского края и Приангарья передаются овцы породы буубэй.

В прошлом году Хамбо Лама посетил село Кырма Баяндаевского района и обещал, что его жители получат 100 овец в рамках проекта «Социальная отара». 10 ноября животные были привезены из села Зурган-Дэбэ Селенгинского района Бурятии главой МО «Кырма» Василием Хушеевым. Шестимесячные ярочки хорошо перенесли дорогу и почти сразу адаптировались на новом месте. Наш корреспондент побывал в Кырме и узнал, как жители приняли подарок.

Самая северная точка Баяндаевского района

Расстояние от Иркутска до Кырмы – 200 км, от Баяндая – 70. К территории МО «Кырма» относятся четыре населенных пункта – Байша, Тухум, Молой и Нагатай. В Байшу – центральную усадьбу вместе с настоятелем Усть-Ордынского дацана Зоригто Ламой мы прибыли после обеда.

Тайга обступает поселение со всех сторон. Ослепительно белый снег укрыл землю. Из печных труб вьются столбики дыма. Зима здесь уже основательно вступила в свои права. Небольшое село живет своими заботами – тихо и размеренно.

На территории муниципального образования проживают без малого 500 человек. Основной вид деятельности – сельское хозяйство. На каждом подворье здесь держат не менее десяти голов скота. Засуха, лесные пожары внесли свои «коррективы», но не сломили селян – худо-бедно корма заготовить все же удалось.

Уклад жизни в местных деревнях не меняется десятилетиями. Но рождаемость все же сокращается: школа из средней уже преобразована в девятилетку.

С 2012 года в Кырме выбрали главой Василия Хушеева, вернувшегося на малую родину после странствий по городам. Энергичный, грамотный, имеющий стаж административной работы, новый глава вселяет надежду на то, что возродится село, не будет уезжать отсюда молодежь. История самой северной точки Баяндаевского района не должна обрываться.

Поддержка Буддийской традиционной Сангхи России очень важна для местных селян. В 1912 году здесь был открыт дуган – буддистский храм. Он построен при непосредственном участии ламы, ученого, дипломата, просветителя, учителя Далай-ламы XIII Агвана Доржиева, чьи предки жили в Баяндаевском районе. После революции 1917 года храм был уничтожен. В 2010 году на его месте была построена ступа – буддийское архитектурно-скульптурное культовое сооружение. В прошлом году Глава буддистов России Пандито Хамбо Лама Дамба Аюшев в сопровождении 40 лам провел здесь торжественный четырехчасовой молебен. Тогда он и обещал подарить отару овец.

Социальная отара

Глава Кырмы Василий Хушеев пригласил нас к усадьбе, где пока расположили овец на карантин. Животные без устали копытят снег, чтобы добраться до пожухлой травы. Они относятся к монгольской породе, которая хорошо приспосабливается к резко континентальному климату.

– Документы готовили долго, согласовывали с ветеринарными службами Бурятии и Иркутской области разрешение на вывоз и ввоз. Дорога была тяжелой – гололед, снег, но овцы перенесли дорогу на удивление легко.

– Отара должна была прибыть в Баяндаевский район еще полгода назад, но из-за пожаров, засухи, недостатка кормов мы уже хотели было отказаться от животных. Но потом подумали и решили все-таки забрать овец, разделить по десять голов, чтобы продержаться до весны, – рассказывает Василий Хушеев. – Однако Хамбо Лама выразил желание не разделять овец, нанять чабана, чтобы присматривал за животными, не допускал смешивания с местными овцами. На следующий год ярочки подрастут, окрепнут и будут способны давать потомство. Не исключена вероятность того, что Глава буддистов подарит и породистого барана.

Все 100 овец имеют на ушах специальные желтые чипы, что позволит контролировать численность отары. Как объяснил Зоригто Лама, программа «Социальная отара» направлена на развитие исконно бурятского уклада жизни, связанного с овцеводством. С давних пор из овечьей шерсти получались отличные вязаные вещи, из шкур готовили верхнюю одежду и зимнюю обувь. Баранина составляет основу бурятской национальной кухни. Если в хозяйстве, в числе прочих животных, имелись овцы, это означало достаток и процветание семьи.

Глава буддистов намерен и дальше поддерживать бурятские села и деревни, помочь в возрождении традиционного уклада жизни. На следующий год обещал социальную отару Аларскому району.