Услышать глухих
В Иркутской области не хватает переводчиков по русскому жестовому языку
Переводчик по русскому жестовому языку для глухих людей Елена Дунина – представитель уникальной профессии. Специалистов в данной сфере в Приангарье можно пересчитать по пальцам. В основном это люди, которые столкнулись с проблемой лично. Из 16 сурдопереводчиков шесть работают в областном центре.
Сегодня Елена Дунина является заместителем председателя Иркутского регионального общества глухих. В качестве переводчика она часто сопровождает людей с нарушениями слуха, помогает им оформлять юридические документы, писать заявления в госучреждения и т.д.
По закону каждый инвалид по слуху имеет право на бесплатные услуги переводчика в течение 40 часов в год. Но, как правило, этого количества бывает недостаточно. И тогда, рассказывает Елена Дунина, специалисты по жестовому языку продолжают обслуживать инвалидов бесплатно. Ведь зачастую переводчик – это единственный человек в жизни глухого, который способен поддерживать его связь с миром.
– Мы ездим с ними повсюду: на приемы в пенсионные фонды, в банки, на учебные курсы, вместе выстаиваем длинные очереди. Иногда необходимо приехать к глухому домой, чтобы разобраться с его бытовыми проблемами, – говорит она.
Стабильного заработка у сурдопереводчиков не стало с тех пор, как Минсоцразвития РФ внедрило конкурсную систему формирования цены и распределения контрактов на оказание услуг по переводу. Несмотря на все трудности, Елена находит в себе силы не только на обслуживание глухих, но и на совершенствование своих профессиональных навыков. Совсем недавно она вернулась с Всероссийского конкурса переводчиков русского жестового языка, который проходил в Москве. В нем приняли участие ее коллеги из 33 регионов. Елена Дунина рассказала, что конкурс был нацелен на повышение квалификации сурдопереводчиков:
– Первым испытанием был прямой синхронный перевод, когда нужно на слух воспринять и перевести речь диктора. Второе задание – пересказать речь жестикулирующего глухого артиста, третье – перевести глухому человеку текст. Самым сложным был перевод с неэквивалентными жестами. Выходит на сцену глухой и показывает необычные жесты, которые в словаре не прописаны, это как жаргон на нашем языке. Этот этап выявляет, насколько у переводчика частая практика.
На проблемы людей с ограничениями по слуху общество стало обращать больше внимания после того, того как в 2013 году был принят закон о статусе жестового языка. Тогда в соответствии с указом президента РФ русский жестовый стал государственным языком, а не «средством межличностного общения между инвалидами по слуху», как это было записано в законе ранее. С тех пор органы здравоохранения, социальной защиты, полицию стали обязывать изучать жестовый язык. Впервые в Москву на курсы сурдоперевода были отправлены два студента Иркутского учебного центра МВД.
– Во многом дефицит сурдопереводчиков в Приангарье обусловлен отсутствием специального образования по этому направлению. Чтобы стать экспертом жестовой речи, приходится ехать на обучение в другие города – Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Омск и Челябинск, – говорит Елена Дунина.
В нашем регионе работает только один детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением слуха. Он находится в иркутском микрорайоне Юбилейный и рассчитан на 42 места. К примеру, в Ангарске, Черемхово такие дети сидят дома, их никто не учит жестовому языку. К специализированным учебным заведениям в Иркутске относится специальная коррекционная школа-интернат № 9 для глухих и слабослышащих детей. Подобное заведение есть и в Черемхово. Профессиональное образование можно получить в Иркутском техникуме архитектуры и строительства. Здесь инвалиды по слуху обучаются в основном профессиям маляра и столяра.
– Ситуация с трудоустройством очень сложная, – признается Елена Дунина. – Если слабослышащему еще можно найти работу, то глухому трудно. У них небольшой спектр профессий: программист, бухгалтер, швея, библиотекарь, мастер по ремонту обуви, уборщик, экономист. В центре занятости на инвалида дается квота, и работодатель получает деньги на его трудоустройство. Но работодатели подчас не знают, как работать с глухими. В Иркутске одно из немногих предприятий, готовое трудоустраивать инвалидов по слуху, – это авиазавод. В основном там глухие работают станочниками.
20-летний Слава Фомин – член Иркутского регионального отделения всероссийского общества глухих – мечтает попасть на авиазавод. Живет он с родителями, ему 20 лет. Среднее образование получил в специализированной коррекционной школе № 9 в Иркутске. Слава владеет письменной речью, читает и пишет не хуже слышащих сверстников. После школы два года учился в Челябинском техникуме, освоил профессии маляра и столяра. Сейчас в обществе глухих ему помогают решить проблему с работой, а значит, стать услышанным и востребованным в окружающем мире.