23.11.2015 08:15
Рубрики
Общество
Теги
23.11.2015 08:15

Погодные перспективы

В свете глобального научного подхода

Байкальская пожарная катастрофа этого лета, маловодье, аномальные волны жары и другие негативные явления – лишь часть мирового процесса по изменению климата, к которому человек имеет прямое отношение. Глобальное потепление, за редкими исключениями, признано международным научным сообществом свершившимся фактом. Основной его причиной стало большое количество выбрасываемых в атмосферу парниковых газов. И хотя Россия выполняет требования по сокращению этих выбросов, так случилось, что именно на ее территории в северном полушарии происходят самые сильные климатические изменения, в их числе таяние арктических льдов и сокращение площадей вечной мерзлоты. О том, как меняется погода в мире, какие сценарии развития событий разработаны учеными, и чем может помочь планете декабрьская конференция в Париже, говорилось на презентации пятого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата, на которой побывала наш корреспондент.

Исторически наша планета сейчас находится в начале очередного ледникового периода, и, казалось бы, мы должны потихоньку ощущать похолодание. Однако антропогенное влияние на климатическую систему очень высоко, образно выражаясь – революция значительно опережает эволюцию. Многолетние исследования ученых по всему миру показали – мы живем в самую теплую эпоху, возможно, за последние полторы тысячи лет. И с каждым десятилетием глобальная температура растет. Угрозы для существования жизни на Земле это не несет, но если реализуются определенные сценарии развития событий, человечество ждут очень серьезные изменения, а некоторые островные государства могут оказаться под водой.

– Этой проблематике посвящена обширная литература. Есть специальные институты, которые занимаются разработкой сценариев. Потом эти сценарии передаются сообществу модельеров-климатологов, которые получают некие картины мира. Климатические модели учитывают самые разные параметры, это ресурсоемкие исследования, которые наряду с ядерной физикой двигают вперед развитие компьютерной техники, – говорит директор Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова (Санкт-Петербург) Владимир Катцов.

Климатология – та сфера науки, в которой требуются усилия всего международного научного сообщества. В 1988 году в мире была создана Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК). Она учреждена Всемирной метеорологической организацией и программой ООН по окружающей среде. За проведенную работу в 2007 году группа была удостоена Нобелевской премии мира.

Осенью 2015 года в разных странах был презентован очередной – пятый оценочный доклад.

– В МГЭИК входят 195 стран. Организация не проводит исследований, а оценивает огромный пласт научной, научно-технической, социально-экономической литературы, анализирует и обобщает полученные данные. В пятом оценочном докладе процитировано более 30 тыс. статей, – поясняет руководитель по коммуникации и отношениям со СМИ секретариата МГЭИК Джонотан Линн (Великобритания).

Сам доклад – монументальный труд на полторы тысячи страниц. Межправительственная группа экспертов позиционирует себя вне политики, однако собственно для политиков она готовит специальное резюме – выдержку из всего большого издания.

Глобальное потепление авторы называют беспрецедентным: каждое из трех последних десятилетий было теплее по сравнению с любым предыдущим, начиная с 1850 года. Вместе с повышением температуры воздуха на планете сократились запасы снега и льда, теряют массу Гренландский и Антарктический ледниковые покровы. Ледники тают повсеместно – от Патагонии до Кавказа.

– Потеря массы льда в Гренландском ледниковом покрове с 34 гигатонн в течение 1992–2001 годов в следующем десятилетии возросла до 215 гигатонн, – сообщила доктор географических наук Ольга Соломина. – Уменьшается площадь морского льда в Арктике. Есть вероятность, что льды там будут сезонными, и в теплое время года северный морской путь будет практически свободным.

Беспокоит специалистов и деградация зон вечной мерзлоты. Температура грунтов там тоже растет. С одной стороны, это может положительно сказаться на ведении хозяйства, но встает вопрос укрепления фундаментов домов. Еще один повод для тревоги – скотомогильники. Мало ли какие бактерии могут проснуться после спячки в мерзлоте.

И если этот вопрос пока гипотетический, то, что касается более знакомых нам опасных существ – энцефалитных клещей, уже точно ясно, что ареал их обитания из-за потепления значительно возрос. С начала 1980 годов в 60 раз увеличилось число случаев клещевого энцефалита.

И всему этому главная причина – увеличение концентрации двуокиси углерода, метана и оксидов азота в атмосфере, являющихся беспрецедентными за последние 800 тыс. лет. Содержание СО2 с доиндустриального периода возросло на 40% в первую очередь за счет выбросов от сжигаемого топлива.

– С точки зрения климата, Россия за годы после ратификации Киотского протокола сократила свои выбросы более чем на 30 млрд тонн, больше, чем любая другая страна. ЕС принимает серьезные меры по сокращению выбросов. По инвестициям в развитие энергосберегающих технологий на первое место выходит Китай. Важно, чтобы и развивающиеся страны поняли – без совместных усилий сдержать потепление можно не более чем на два градуса, – уверен советник президента РФ, специальный представитель президента РФ по вопросам климата Александр Бедрицкий.

По сценариям климатологов, увеличение глобальной температуры на два градуса уже к концу столетия может привести к катастрофическим последствиям. В одних государствах есть риск возникновения дефицита пресной воды, в других – могут возникнуть сильные наводнения и затопления. Появятся волны так называемых климатических мигрантов.

Да и Россия сейчас испытывает на себе очень серьезное влияние от глобального потепления, хотя большую долю парниковых газов в атмосферу земли выбрасывают те же Китай и Индия.

– Россия – самая большая страна, на которую воздействуют изменения климата. Я хочу упомянуть длительную засуху, разлив реки Амур, другие экстремальные явления. Есть много изменений в климатической системе, которые уже сейчас наблюдаются, и их станет больше, если потепление продолжится. Думаю, что нельзя допускать увеличения глобальной температуры даже на полтора градуса. А если это превышение составит четыре градуса по Цельсию, и такие расчеты есть, то мы будем жить в совершенно другом мире, – уверен сопредседатель первой рабочей группы МГЭИК Томас Штокер (Швейцария).

Основные доводы оценочного доклада будут представлены в декабре в Париже на конференции по климату, где на самом высоком уровне планируется подписать новое соглашение о том, как человечество может уменьшить нагрузку на климатическую систему. Тем временем началась подготовка нового доклада МГЭИК. Участники российской презентации предыдущего доклада просили сделать больший упор на прогнозе экстремальных и аномальных погодных явлений, которые значительно увеличились за последние 60 лет. Это относится и к крупным лесным пожарам. Они, кстати, сами способны воздействовать на климат не только в рамках своего региона.

– Взять, например, пожары на Байкале. С одной стороны, большое количество дыма ослабляет солнечную радиацию. Но есть и другой отдаленный эффект: в атмосферу поступает большое количество сажи, которую потом выносит в Арктику. Сажа ложится на лед, что меняет его отражающую способность, ведет к разогреву льда. Уничтожение большого количества леса – поглотителя углекислого газа – тоже снижает возможность удаления СО2 из атмосферы. Черная поверхность, остающаяся после гари, также начинает работать в пользу разогрева, – комментирует Михаил Панченко, заместитель директора Института оптики атмосферы им. Зуева. (Томск).

Ученый хорошо знает байкальскую проблематику, поскольку не один год сотрудничает с иркутским Лимнологическим институтом. Он считает, что помимо общих мероприятий, касающихся снижения уровня выбрасываемых в атмосферу парниковых газов, нужно в каждом регионе поддерживать природоохранные мероприятия. А на Байкале, по его мнению, слишком велика антропогенная туристическая нагрузка, что подливает масла в огонь глобального потепления:

– Байкал – своего рода термометр нашего полушария, – продолжает Михаил Панченко. – В подготовке доклада МГЭИК приняли участие всего 22 российских автора. Но страна у нас большая, и климатических изменений в России больше всего. Думаю, в следующих трудах нужно использовать больше работ дальневосточных и сибирских ученых. А в иркутских НИИ – великолепная школа, хорошие традиции. Этот опыт должен пригодиться международному научному сообществу.