26.11.2015 11:15
Рубрики
Общество
26.11.2015 11:15

Понять, изучить, скорректировать

На этих трех китах строится работа психолога

Свой неофициальный профессиональный праздник российские психологи отмечают 22 ноября; впервые, несколько лет назад, в этот день состоялся съезд психологов. За последнее десятилетие данная наука получила в России широкое распространение – ходить на прием к психологу стало привычным делом. Недаром руководители многих предприятий сотрудничают с психологами, помогая тем самым своим работникам решить проблемы личностного роста.

В связи с праздничной датой наш корреспондент встретился с одним из известных специалистов поселка Усть-Ордынский: Вера Парфеевец – майор внутренней службы, старший психолог отделения психологического обеспечения уголовно-исполнительной инспекции, курирующей восемь районов Иркутской области, рассказала о нюансах повседневной деятельности.

Мечта-учитель, судьба-психолог

– В детстве я мечтала стать учителем начальных классов, – повествует Вера Витальевна. – Поэтому после окончания школы получила профессию педагога. Параллельно осваивала азы психологии. В красном дипломе так и указано – специализация «Учитель начальных классов. Педагог-психолог».

После окончания вуза в 2002 году вернулась на родину, в Жигаловский район. Работы по основной специальности для молодого педагога не нашлось – поэтому наша героиня устроилась работать завучем. И по совместительству – школьным психологом.

– С позиций сегодняшнего дня могу уверенно сказать, что начало карьеры было положено удачно, – продолжает Вера Витальевна. – Психологическое общение со старшеклассниками дало мне серьезный начальный опыт, ведь работать приходилось практически со зрелыми личностями, у каждого из которых уже сформировались вполне «взрослые», конкретные проблемы.

Психолог в стенах ОВД необходим

Школьная карьера была относительно недолгой – два года спустя Вера Витальевна переезжает из поселка Жигалово в окружной центр УОБО ввиду нового назначения супруга, заместителя начальника криминальной милиции. И здесь она раскрыла свои прирожденные таланты и реализовала наработанные практикой способности в совершенно иной ипостаси.

– Решила посвятить себя работе в той силовой структуре, где трудится мой муж и в течение пяти лет занимала должность штатного психолога в отделе внутренних дел Эхирит-Булагатского района. Тогда основной и единственной моей задачей являлось курирование личного состава подразделения, то есть психологический отбор кандидатов для повышения квалификации, мониторинг поступивших новичков из других подразделений внутренних дел округа, определение группы риска.

Содействие коллегам и помощь подопечным

В 2009 году психолог силовых структур приняла предложение занять вакантную должность в системе ГУФСИН.

– Конечно, в подразделении ГУФСИН, как и в органах внутренних дел, в мои обязанности входит психологическая работа со своими коллегами. Наряду с этим, львиную долю постоянных клиентов составляют осужденные, периодически являющиеся к нам отмечаться – это лица, приговоренные к условным срокам, исправительным и обязательным работам, а также освободившиеся по УДО.

– Сегодняшнюю деятельность, с точки зрения профессионального психолога, оцениваю как самую оптимальную в проекции моего жизненного кредо. – Если говорить об осужденных, то здесь перед взором предстают драматические судьбы – как с имеющимся негативом, так и позитивом. К основным «группам риска» традиционно отнесу четыре категории. Во-первых, это несовершеннолетние, имеющие очень гибкую психику и более подверженные влиянию извне. Главная задача в этом случае – направить оступившегося подростка на истинный путь.

Вторая проблемная категория – женщины, получившие отсрочку в плане отбывания наказания (ввиду наличия несовершеннолетних детей). Меня, как психолога, в данном случае интересует факт воспитания детей вышеупомянутой категорией женщин – проводится мониторинг социальных бытовых условий, материального положения семьи. Также с осужденными женщинами проводятся групповые мероприятия – как в плане психологии, так и в рамках проведения различных развлекательных мероприятий – к примеру, приуроченных к Международному женскому дню.

И к третьей «рисковой» разновидности отнесу довольно-таки небольшую (к счастью) группу: имеются в виду лица, совершившие преступления на сексуальной почве. В отношении данных осужденных действует особая программа, направленная на снижение агрессивности.

К четвертой группе относятся лица, в прошлом страдающие наркотической зависимостью.

Большая нагрузка

В состав отделения ГУФСИН, базирующегося в Усть-Ордынском, входят еще семь филиалов – Боханский, Осинский, Баяндаевский, Качугский, Жигаловский, Еланцинский и Ербогаченский. Во все, за исключением последнего, психолог выезжает не менее двух раз в год – курировать работу коллег на местах. С Катангским районом из-за отдаленности работа ведется дистанционно. Поток клиентов в общей сложности превышает норму почти в два раза.

– При допустимой нагрузке 300 человек в год, на сегодняшний день получается более 500. Чтобы не пострадало качество работы, я и мои коллеги стараемся подбирать индивидуальные экспресс-программы, и в случае обнаружения каких-то проблем у клиента проводим более глубокий психологический анализ.

Наша работа строится следующим образом: сначала ведутся индивидуальные беседы с вновь поступившими клиентами. Итогом таких диалогов становятся диагностика, консультация и коррекция, а уже впоследствии проводится работа в группах – с людьми, схожими по психологическому типу. За время моей шестилетней деятельности лишь трое осужденных отказались от разговора по душам.

Наша структура активно взаимодействует с отделами социальной защиты, Центром занятости – с ними проводятся совместные мероприятия. Лично я периодически встречаюсь с учащимися Усть-Ордынского аграрного техникума, учащимися школ – активную помощь в последнем оказывают сотрудники окружной национальной библиотеки.

Давно стало доброй традицией проведение праздничных мероприятий с осужденными женщинами: одно из таких, посвященное Дню матери, состоится сегодня в Усть-Ордынском филиале.