Дожить до утра
«Визит» США, 2015, 95 мин.
Режиссер: Найт Шьямалан.
В ролях: Кэтрин Хан, Эд Оксенболд, Питер МакРобби, Бенджамин Кейнс, Дианна Данаган, Хорхе Кордова, Оливия ДеДжондж, Селия Кинан-Болджер.
Когда-то давным-давно, аж в 1999 году, Шьямалан снял действительно страшное кино про мальчика, который видел мертвецов, а мертвеца играл Брюс Уиллис. Это было, пожалуй, лучшей его ролью, а фильм назывался «Шестое чувство». Спустя некоторое время по концентрации ужаса и страха на погонный метр пленки Шьямалана побил Алехандро Аменабар своими «Другими», где уже все были мертвы. Если от «Шестого чувства» кровь слегка подмораживало в венах, то от «Других» ее схватывало льдом. Это были не рядовые ужастики с реками крови и нечестью, прячущейся в подвале, это были серьезные фильмы о мире, который не совсем то, чем он нам кажется.
И вот Шьямалан после долгого перерыва и прогулки в сторону научной фантастики с инопланетянами и концом света «Явление», «Знаки» решил вернуться к своим корням и снял герметичный низкобюджетный мистический триллер про то, как внуки – брат и сестра – поехали погостить к бабушке с дедушкой.
Бекки (Оливия ДеДжондж) и Тайлер (Эд Оксельбунд) – подростки. Тайлеру всего 13, он как и положено в этом возрасте пацану, довольно вредный и колючий, постоянно задирает сестру, но неплохо читает рэп. Бекки 16 лет, и она девочка рассудительная. Обоих объединяет страсть к документальному кино. Поехать к деду с бабкой они согласились не только потому, что решили дать матери время на обустройство личной жизни, но и потому, что захотели снять документальный фильм об истории своей семьи. Мать, сбежавшая из родительского дома в 18 лет, молчит о своем прошлом, а отправляя детей к своим родителям, напутствует, – у них все узнаете. Ах, да, самое важное, дети бабушку с дедушкой никогда не видели, да и мать не общалась со своими родителями лет 20.
Такой зачин подразумевает наличие огромного количества скелетов в шкафу, но Шьямалан обманывает ожидания искушенной публики, привыкшей к стандартным сюжетным ходам – фильм не о прошлом, он о настоящем и даже о будущем. О будущем, которое всех нас ждет. И это будущее – старость.
Дети, не выпускающие из рук камеры и цифрового фотоаппарата, чудно как хороши. Их юные кривляющиеся мордашки здорово оживляют унылый пейзаж заснеженной фермы. Именно они являются рассказчиками истории, именно их дрожащие камеры заставляют дрожать и нас.
Но скажу сразу, за исключением последних 20 минут, фильм не настолько страшный, как «Шестое чувство», «Знаки» или «Таинственный лес», хотя, конечно, у каждого свое понятие страха. Не шедевр, но и не дешевая поделка категории «Б».
Вот мальчик приближается к таинственному сараю на отшибе, туда часто заходит дед, но что он там делает, какие тайны скрывает, вдруг сарай полон трупов, но нет: сарай завален гниющими подгузниками. У деда недержание мочи, он стесняется недуга, уносит подгузники в сарай, а потом сжигает. Ожидающие трупов, как и мальчик, будут разочарованы. Или вот по ночам кто-то бродит по дому и издает странные звуки, неужели призраки? Нет, это голая бабушка занимается уборкой – у нее старческое слабоумие. А у деда паранойя, а еще бабушка испортила камеру в ноутбуке, а еще она печет печенье и предлагает девочке залезть в духовку и почистить ее изнутри…
Страшно? Да вроде нет, обычная старость. Но вот это-то и главное, ведь мы на самом деле знаем, что монстра под кроватью нет, а вот Альцгеймер поджидает нас буквально за каждым углом.