И снова семейные хроники
Людмила Улицкая «Лестница Якова» (16+)
Издательство: «АСТ», 2015 г.
Новая книжка Улицкой получилась непристойно большой – 730 страниц. С одной стороны, такие толстые романы нынче не читают, у народа элементарно нет времени, но с другой стороны, народ продолжает любить семейные саги. Здесь, конечно, каждый решает сам.
Поклонник творчества Улицкой – человек тренированный – толстым томом его не запугать. К тому же автор кается, что, мол, не со зла, просто не рассчитала: когда начала писать, то выбрала не тот формат «вордовской» страницы, когда закончила, страниц оказалось 240, привычно умножила на два и получила количество книжных – 480, что является нормальным, по человеческим меркам, объемом… но шрифт, интервал, в общем, не виноватая я… Ладно, поверим, каждый может просчитаться.
Чем дальше, тем больше Улицкая напоминает Донну Тартт и Джонатана Франзена в одном флаконе. Те, кстати, тоже пишут романы по 700–800 страниц, но не извиняются. Впрочем, дело не в одинаковом объеме, а в схожести картины мира у них в головах. Людмила Улицкая – это такой кот-баюн, который все ходит кругами и сказки говорит. Но какие же это прекрасные сказки, как тепло и уютно становится, когда нашептывают их тебе в ушко. То же самое делает клон Улицкой Дина Рубина, и порой отличить их совершенно невозможно, хотя разница, разумеется, есть, примерно такая же, как между Марининой и Устиновой.
Не каждому мужчине можно порекомендовать «Лестницу Якова». По сути, Улицкая всегда описывает мир женщины и пишет для женщин. Женщина в мире Улицкой помещена в центр Вселенной, как когда-то помещали туда Землю. Вселенная Улицкой вращается вокруг женщины. Женщины в ее мире – творцы, авторы, а мужчины лишь гости – промелькнут и исчезнут. Быть мужчиной в мире Улицкой – незавидная участь.
«Лестница Якова» – роман вполне традиционный, как шотландский плед, и выполняет примерно те же самые функции. В центре повествования история жизни и судьбы театрального художника Норы.
Нора – счастливая обладательница квартиры на Патриарших прудах. Она живет с сыном Юриком. Его отец, гениальный математик-аутист, обитает в паре кварталов от Патриарших, но к ребенку его не допускают. У ребенка тоже проблемы с когнитивными функциями, но не такие крупные, как у отца. Нора ведет жизнь, типичную для жизни московской творческой интеллигенции. У Норы умирает бабушка Мария, и ей достается семейный архив. Этот архив присутствует в романе в виде переписки бабушки и деда Якова. Вот на такой нехитрый каркас нанизана история семьи в трех поколениях – от начала XX века до начала XXI. Кстати, Улицкая использовала в романе материалы дела своего репрессированного деда Якова и его подлинную переписку с бабушкой.
Размах у романа, конечно, велик, но внутри все тот же узнаваемый набор – первая мировая, революция, которая разрушила семью деда, сталинские репрессии, война, застой семидесятых, девяностые с их пониманием и осмыслением и даже двухтысячные с примирением. В романе несколько раз рожают, и не всегда удачно, женятся, разводятся, эмигрируют в США, болеют раком, умирают, принимают наркотики, справляются с аутизмом, находят себя, продолжают род … Все довольно предсказуемо, без резких сюжетных поворотов, но в конце концов Улицкая не детективы сочиняет.