Белоснежка и гномы
«Семь стариков и одна девушка», СССР, 1968
Режиссер: Евгений Карелов
В ролях: Светлана Савелова, Валентин Смирнитский, Алексей Смирнов, Николай Парфенов, Анатолий Папанов, Борис Чирков, Анатолий Адоскин, Анатолий Обухов, Борис Новиков, Александр Бениаминов, Евгений Весник, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов.
Едва ли создатели вышедшей в 1968 году скромной фарсовой комедии «Семь стариков и одна девушка» подозревали, сколь долгая жизнь суждена их детищу – довольно неуклюжему и даже несколько недалекому. Между тем «Старики» как-то сами собой вошли в пантеон лучшей отечественной кинокомедийной классики. С годами становится все очевиднее подлинная народность данной картины, а значит, и справедливость этого ее высокого положения.
Выпускница института физической культуры Леночка Величко (Светлана Савелова) получает первую в своей жизни работу – должность тренера в спортивном клубе. Каково же было негодование прогрессивной комсомолки, спортсменки и просто красавицы, когда она обнаружила, что тренировать ей предстоит не пламенных молодцеватых юношей, метящих в чемпионы, а всего лишь кучку жалких полуопустившихся субъектов предпенсионного возраста!
В группу здоровья, навязанную Лене, входят шесть расклеившихся «стариков» (Борис Чирков, Анатолий Адоскин, Борис Новиков, Николай Парфенов, Алексей Смирнов, Александр Бениаминов). Седьмым «стариком» добровольно решает стать вполне еще подтянутый молодой человек Володя Тюпин (Валентин Смирнитский) – безответно влюбленный в тренера Лену служащий бесперспективной комнаты смеха в местном парке аттракционов. Тюпин внедрился в группу здоровья не просто так – он намеревается совершить здесь ряд диверсий, которые должны будут дискредитировать Лену, чего ей самой ой как желается.
Однако всамделишные «старики» искренне привязываются к жестокой поработительнице, нарочно не ведающей никакой жалости по отношению к своим подопечным, активно страдающим от возраста, нездоровья и вредных привычек. Самонадеянный тюлень Тюпин очень быстро убеждается, что эти полустарцы никому не дадут свою любимую Величко в обиду – ни директору спорткомплекса (Евгений Весник), ни троице уголовников (Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов), ни вредоносному пьянчуге Грише (Анатолий Обухов), ни даже самому Фантомасу, угодившему в эту комедию прямиком из бешено популярного в то время французского киносериала.
***
Цветные телевизоры в СССР перестали быть редкостью лишь к самому концу 60-х. Только тогда творческое объединение «Телефильм» (на счету которого уже были к тому времени такие нетленки, как «Вызываем огонь на себя», «Операция “Трест”» и «Майор “Вихрь”») озаботилось созданием цветных телевизионных картин. Одной из первых ласточек полноценно полноцветного советского ТВ как раз и стала незатейливая эксцентрическая комедия Евгения Карелова «Семь стариков и одна девушка».
Что ж, выполняя заказ на цветную, красочную и праздничную картину, крепкий профи всежанровой режиссуры Карелов («Служили два товарища», «Дети Дон Кихота», «Два капитана») на сто процентов выполнил все, что от него требовалось. И даже немного больше – все-таки далеко не каждую простенькую советскую кинокомедию массы помнят и любят до сих пор, а «Семи старикам» грех жаловаться на обделенность вниманием со стороны современного телевидения и благодарного ностальгирующего зрителя.
Чего уж там, по части «посмеяться» «Старики» и в подметки не годятся даже наименее удачным из комедий Гайдая. Но если кому за чистой и незамутненной ностальгией, то это именно к Карелову. Пускай его неопределенный город вдоль и поперек декорирован изображениями пестрых геометрических фигур и воздушными шариками не хуже, чем у Пятачка, но все-таки фильм снимался на натуральных московских улицах – и более чем удачно запечатлел элементарную поэзию того времени, которая, кажется, была разлита в воздухе.
Ну а главный секрет долголетия этой картины вообще-то прост – она необычайно добрая. Чего стоит мощная финальная песня про «Совершите чудо, руку протяните, надо, чтобы в дружбу верил каждый человек»! Ее исполнял вокальный квартет «Аккорд», специализирующийся на сплошь благодушных, но при этом вполне танцевальных шлягерах. Несколько вещей создал для «Аккорда» и король советского твиста Александр Зацепин, но за музыку в данной картине целиком и полностью отвечает тоже очень талантливый Евгений Птичкин.
Актерский ансамбль, подобранный в фильме, конгениально соответствует милым птичкинским нотам. Романтический дуэт красавицы Савеловой (после этой картины нигде больше, увы, не снявшейся) и будущего всесоветского Портоса Валентина Смирнитского; шестерка стариков, набранная из лучших отечественных комиков второго ряда; наконец, в последний раз появляющаяся на экране полным составом знаменитая гайдаевская троица… Все эти образы и сегодня памятны почти так же, как джентльмены удачи, контрабандисты с бриллиантовой рукой, Шурик, Жорж Милославский и Иван Васильевич. Конечно, Карелов не перегайдаил Гайдая, но вошел в историю на правах едва ли не самого удачливого из эпигонов нашего великого комедиографа-эксцентрика.