«Несыгранная скрипка» Алексея Жибинова
Самая масштабная выставка Алексея Жибинова открылась в галерее Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. На двух этажах представлены 92 работы иркутского художника, у которого при жизни не было ни одной персональной выставки. Название экспозиции «Несыгранная скрипка» дала последняя картина автора, после создания которой жизнь его трагически оборвалась. Выставку посвятили 110-летию со дня рождения мастера.
– Алексей Жибинов – безусловно, один из наиболее интересных иркутских художников послевоенных лет, недаром его имя вошло в «Энциклопедию русского авангарда», – отметила заведующая отделом сибирского искусства музея Ирина Буханцова. – Мы видим в полотнах этого периода максимализм, утопию, предвосхищение всеобщего преображения. Посмотрим на его работу «Офицер, сдерживающий коня». Художник сам только что вернулся с войны, в которой наша страна победила фашизм, и неудивительно, что он очень остро чувствовал подъем народа.
Как ни странно, именно эта работа – такая оптимистичная и торжественная – стала поводом для идеологической травли Алексея Жибинова. Однако до ее создания художником был пройден большой путь творческих исканий.
Алексей Жибинов родился в селе Курагино Енисейской губернии. С 1921 по 1925 годы учился на литературном факультете Иркутского университета, писал стихи. Но в 1926 году решил изменить профессию и приступил к учебе в художественной студии-мастерской у художника Ивана Копылова, которого считают основателем Иркутского художественного училища. На выставке можно увидеть много работ периода, который искусствоведы называют символическим романтизмом. Почти для всех этих произведений характерен лиризм и минорный настрой.
– Копылов провоцировал творческие поиски, но полноценного художественного образования не давал, – считает искусствовед Тамара Драница. – Это заставляло его учеников напряженно искать свой путь в искусстве. Поэтому в так называемом реализме Жибинов был достаточно слаб, но ему удавался французский импрессионизм, влияние которого чувствуется в раннем периоде его творчества. Неудивительно, что следующим этапом стало увлечение так называемой аналитической живописью, что бывает часто у натур беспокойных и ищущих.
В 1929–1933 годы Алексей Жибинов работал в мастерской Павла Филонова в Ленинграде. И, вернувшись в Иркутск, продолжал развивать избранную творческую линию.
– Филонов был в некотором роде провидцем в судьбе Жибинова, – отметил директор художественного музея Александр Гимельштейн. – Вот что он писал в письме художнику после смерти его первой жены: «Товарищ Жибинов! Я уверен, что пережитое Вами горе еще больше обострит Вашу ответственность перед собою за работы и за профессионально-идеологическую установку, заставит, еще напряженнее вдумываясь в работу, дорожить каждой рабочей минутой и еще точнее осознать, что и как писать и как жить тяжелой жизнью мастера-исследователя. Много значит чувствовать себя честным, упорным рабочим Изо. Т.к. многие будут ориентироваться на Вас и Ваши работы, а другие поведут на Вас травлю…»
Именно в этот период Алексей Жибинов создает такие крупные тематические полотна, как «Красная армия», «Музыка», «Красноармейцы», «Прогулка», которые также можно увидеть на выставке. Кроме того, он начинает преподавать в Иркутском художественном училище.
Когда началась война, Алексей Жибинов ушел на фронт, был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону советского Заполярья» и орденом Красной Звезды. В эти годы он почти не брал в руки кисти и краски, о чем очень сожалел. Вернувшись домой, художник вновь занялся творчеством, однако именно в эти годы в стране была развернута кампания по борьбе с формализмом в искусстве.
– Под формализмом тогда понималось яркое неортодоксальное мышление, – отметила Тамара Драница. – А у Жибинова было очень мало картин реалистической направленности. Однако в состоянии глубокого эмоционального напряжения ему удавалось создавать очень цельные работы. Среди них автопортреты художника, наполненные внутренним трагизмом. А одним из лучших портретов, на мой взгляд, является портрет Радихина, который работал в НКВД, к нему Жибинова постоянно таскали на допросы. Здесь мы видим человека красивой нордической внешности, с ледяным взглядом змеиных глаз, который во многом определил судьбу художника. Одновременно мы видим ненависть к этой красоте и внутренний страх перед этой зловещей фигурой. После резкой критики «формального творчества» Жибинов, по-видимому под давлением директив, обратился к реализму, но этот поиск тоже был не завершен.
Активная травля на художника в творческом союзе и прессе началась с 1947 года и продолжалась до его ухода из жизни в 1955 году. Последней его работой стала «Несыгранная скрипка», после которой художник покончил жизнь самоубийством. В прощальной записке он написал: «Без работы я жить не могу, а работать мне не дают!»
– Если посмотреть на разные периоды творчества Алексея Жибинова, то создается ощущение, что это три разных художника, – отметила Тамара Драница. – Это достаточно редкое явление, результат влияния времени и учебы в провинции. Путь переосмысления реальности привлекал Жибинова. Отсюда все его творческие поиски, имевшие под собой авангардную конструктивную основу.
Творчество Алексея Жибинова и по сей день вызывает искусствоведческие споры. Однако замечательно, что у специалистов есть огромное количество материала для исследования, ведь в собрании Художественного музея находится более 200 живописных и 400 графических работ.