03.12.2015 11:15
Рубрики
Экономика
03.12.2015 11:15

Как создавался единый регистрационный центр в Иркутской области

В конце прошлого десятилетия назрела необходимость создания в России единых регистрационных центров для обеспечения одинаковых, в том числе методологических, подходов к процедуре регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для оптимизации структуры налоговых органов. Была разработана общая концепция, а региональным управлениям налоговой службы предложено проработать вопрос с учетом специфики каждого субъекта.

Иркутская область стала одним из первых регионов, где на базе Межрайонной ИФНС России № 17 по Иркутской области с целью совершенствования организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, был создан Единый регистрационный центр. Он начал действовать в 2008 году и обслуживал на первом этапе территорию города Иркутска, Иркутского района и четырех районов Усть-Ордынского Бурятского округа. Центру были переданы функции по государственной регистрации из налоговых инспекций Иркутска, а также МИ ФНС России № 12 и 16 по Иркутской области. Во вновь созданную структуру пришли работать опытные сотрудники, ранее выполнявшие функции госрегистрации в данных инспекциях.

Постепенно в течение шести лет осуществлялась передача функций по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, расположенных или проживающих на территории, подведомственной межрайонным инспекциям № 18 (Усолье-Сибирское), № 3 (Бодайбо), № 6 (Тулун), № 13 (Усть-Кут), № 9 (Усть-Илимск), инспекции по городу Ангарску. Последними к компетенции МИ ФНС России № 17 по Иркутской области в июне 2014 года были отнесены территории, подведомственные ИФНС России по Центральному округу города Братска и МИ ФНС России № 15 по Иркутской области (город Братск, Братский и Нижнеилимский районы).

24 января 2012 года в операционном зале начала действовать электронная система управления очередью. Ее внедрение позволило повысить качество обслуживания заявителей и доступность государственных услуг. Таким образом, оптимизирован процесс обслуживания заявителей: выбрав необходимую услугу, посетитель получает талон с уникальным номером, что не занимает много времени, благодаря понятному и простому меню выбора услуг. Удобно расположившись в зоне ожидания, заявитель отслеживает свою очередность на информационных табло, а голосовой информатор сообщает номер операционного окна, к которому необходимо подойти для получения государственной услуги. Система управления электронной очередью полезна и самим налоговым инспекторам, она помогает наиболее эффективно организовать работу с заявителями. Статистические данные, полученные с ее помощью, позволяют оценить качество и оперативность работы специалистов. В первый же день работы система зарегистрировала 953 заявителя, посетивших Единый регистрационный центр.

В том же году в инспекции внедрена система автоматизации архивного дела при централизованной обработке документов. Специальный программный комплекс позволяет создавать электронные копии документов с момента их предоставления в регистрирующий орган.

В июле 2014 году Единый регистрационный центр передал функции по централизованной обработке документов, представляемых в налоговые органы при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, в филиал ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России в Иркутской области. Таким образом, создано единое информационное пространство для одновременного осуществления ввода, обработки и анализа бумажных и электронных документов и оптимизируется процесс хранения архива. При этом значительный объем работы выполняется сервисной организацией. Только за первый квартал 2014 года инспекцией было сформировано 269 регистрационных дел юридических лиц, принято более 5 тыс. документов от организаций и 3,8 тыс. – от индивидуальных предпринимателей.

Теперь сканирование документов и ввод данных в территориальные разделы Единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляют специалисты ФКУ «Налог-Сервис». В результате повысилась эффективность работы специалистов регистрационного центра, сокращены сроки формирования и оформления регистрационных дел.

По состоянию на 1 октября 2015 года в Едином государственном реестре юридических лиц содержится 63 тыс. записей о юридических лицах, в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей почти 62 тыс. записей об индивидуальных предпринимателях и крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом в их число не входят субъекты бизнеса, прекратившие свою деятельность.

В декабре прошлого года после ремонта распахнул двери обновленный в фирменном стиле ФНС России операционный зал Единого регистрационного центра. Фирменный стиль – это удобные для посетителей, отделанные в серо-голубых цветах просторные зоны приема и ожидания, оснащенные новым оборудованием и информационными стендами, где заявители также могут воспользоваться справочными компьютерами, подключенными к интернет-сервисам ФНС России.