09.12.2015 08:15
Рубрики
Экономика
Текст
Юрий Юдин
Теги
Текст:
Юрий Юдин
09.12.2015 08:15

В 2016 году Приангарье будет жить по антикризисному плану

Стратегию развития региона сформируют с учетом анализа производительных сил

Сегодня российская экономика в очередной раз столкнулась с внешними вызовами, связанными с изменениями на мировых сырьевых и товарных рынках. Экономика Иркутской области не стала исключением, так как в силу своей специфики подвержена зависимости от конъюнктурных колебаний.

Правительству региона совместно с Законодательным Собранием удалось в конструктивном диалоге достигнуть консенсуса и утвердить в первом чтении основные параметры проекта бюджета Иркутской области на 2016 год. Проект бюджета по-прежнему социально направленный. Приоритет – выполнение социальных обязательств и сохранение социально-экономической стабильности.

О дальнейших задачах по стабилизации и улучшению ситуации рассказала и.о. министра экономического развития Приангарья Оксана Тетерина.

– Оксана Вячеславовна, какие первоочередные задачи сегодня стоят перед министерством?

– В следующем году мы вплотную займемся формированием стратегии социально-экономического развития Иркутской области на долгосрочный период. Основные принципы и подходы уже обозначены, сейчас создаются отраслевые группы с участием внешних экспертов для согласования целей и задач. В первом полугодии 2016 года планируется провести конференцию по развитию производительных сил. Итоговая резолюция конференции станет основой проекта стратегии развития региона.

Одним из принципов, используемых в разработке проекта стратегии, является единство и целостность, что означает формирование главного стратегического документа в разрезе муниципальных образовании в рамках единого экономико-географического пространства и имеющихся возможностей по развитию и размещению производительных сил.

Дело в том, что в настоящее время назрела необходимость формирования территориально-производственных комплексов, где и будут реализовываться ключевые инвестиционные проекты. В текущей ситуации нет возможности сорить деньгами и вкладываться во все проекты, которые только появляются на горизонте. Приангарью сейчас необходимы реальные проекты. Министерство, в свою очередь, может пообещать, что каждый предложенный нам проект будет рассматриваться, в первую очередь, с этой точки зрения. Время имиджевых мероприятий с красивой презентацией, но туманным содержанием прошло.

Основной вектор развития – это расширение сети объектов промышленной инфраструктуры для производств, ориентированных на глубокую переработку сырья, проектирование и развертывание внутренних индустриально-технологических цепей, создающих продукцию как сугубо промышленного, так и потребительского назначения. В приоритете – развитие нефтегазохимического комплекса, машиностроения и фармацевтики, отраслей глубокой переработки ресурсов (в первую очередь лесного комплекса), металлургии. Особое внимание мы уделяем поддержке производств, осуществляющих выпуск импортозамещающей продукции, – прежде всего, агропромышленному комплексу, предприятиям легкой промышленности.

Безусловно, ведущая роль в проекте стратегии отводится малому и среднему бизнесу. Мы отдаем себе отчет, что взаимодействие государства и малого бизнеса, мягко говоря, далеки от идеала. Поэтому особое внимание уделяем построению инфраструктуры поддержки и развития малого и среднего бизнеса, стандартизации мер господдержки. Региону нужны не только масштабные проекты и стройки века, но и люди с идеями, которые способны их воплотить при определенной организационно-финансовой поддержке государства. Это основа поступательного развития экономики, как столицы области, так и районного центра.

Для поддержки бизнеса мы планируем сформировать единую структуру с центром управления, которая будет работать по принципу одного окна. Таким образом, поддержка станет стандартизированной и адресной.

– Новая стратегия социально-экономического развития Приангарья начнет действовать с 1 января 2017 года. По какому плану будет жить регион до этого времени?

– По антикризисному плану. С учетом текущей макроэкономической ситуации и того, что срок действия существующей программы истекает, это решение – выход. Более того, это даст возможность сформулировать целевые показатели и ожидаемые результаты проекта стратегии.

В ближайшее время будут опубликованы состав антикризисной комиссии и график ее работы, в дальнейшем – сам антикризисный план, который начнет действовать с января. Среди основных задач формируемого документа – продолжение работы с крупными налогоплательщиками в части пополнения доходов бюджета, обеспечение выполнения всех принятых социальных обязательств и сбалансированности местных бюджетов, продолжение развития инфраструктуры – строительства школ, объектов здравоохранения, жилья для детей-сирот, дорог и т.д. Также в план войдет система оптимизационных мер. Мы понимаем, что, с одной стороны, региону жизненно необходимы реновация существующих производств, внедрение инновационных технологий для сокращения издержек, привлечение сторонних инвесторов. С другой – средства областного бюджета будут расходоваться под тщательным контролем, осмотрительно.

– Сохранятся ли какие-то инвестиционные проекты?

– Минэконом продолжит работать над некоторыми проектами, инициированными предыдущей командой. Пренебрегать полезными, перспективными наработками прошлого правительства в угоду политической конъюнктуре, я считаю, неправильно и недальновидно. Такой же позиции придерживаются многие в региональном правительстве, включая его председателя.

Основное требование к проектам – они должны отвечать реальной текущей экономической ситуации в стране – необходимости сократить зависимость от зарубежных производителей, реализовать все возможности для диверсификации экономики, организовать производства глубокой переработки наших богатейших запасов природных ресурсов. Области необходимы новые рабочие места, нужны меры по перепрофилированию закрывшихся предприятий. Над этим мы и будем работать. Один из примеров – Усолье-Сибирское. Город признан на федеральном уровне «территорией опережающего развития». С «якорным» инвестором уже достигнуты определенные договоренности, есть интерес со стороны еще нескольких компаний.

При этом нужно понимать, что объемы поддержки государства будут меняться. Важно показать и доказать отдачу от этих проектов, и такая работа сейчас ведется. Что касается отраслевых направлений, то речь идет, в первую очередь, о сельском хозяйстве – с учетом западных санкций и задачи по импортозамещению. Также сегодня формируются заявки на включение в федеральную программу развития Сибири и Дальнего Востока инфраструктурных проектов, в основном связанных с развитием энергетики и дорожной сети. По графику реализуется федеральный проект «Сила Сибири», а если в ближайшее время будет проведен аукцион по золоторудному месторождению «Сухой Лог», то вопрос создания инфраструктуры встанет очень остро. Что касается юга области, то здесь планируется развитие инновационных предприятий малого и среднего бизнеса. Созданы фармацевтический, химический, машиностроительный кластеры.

– Есть ли ясность по другим моногородам области?

– Мы ждем результатов по городу Байкальску. Документы находятся на рассмотрении. В качестве альтернативы мы видим там муниципальный индустриальный парк. Варианты рассматриваются одновременно. В связи с закрытием ряда зарубежных туристических направлений сейчас большое внимание уделяется развитию внутреннего туризма.

Наша задача войти в соответствующую федеральную программу как минимум с двумя проектами – по Слюдянскому и Ольхонскому районам. Кроме того, продолжается работа по созданию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала». С учетом подписанного с Минэкономразвития РФ соглашения мы уже должны выходить на реализацию инфраструктурных проектов. Необходимая документация подготовлена.

– Как вы планируете взаимодействовать с муниципальными образованиями Иркутской области?

– Министерство экономического развития региона намерено несколько переформатировать эти взаимоотношения. Разрабатывается проект соглашения о взаимодействии с органами местного самоуправления, где будут прописаны определенные условия. Это необходимо для выстраивания целостной системы экономической инвестиционной политики.