14.12.2015 08:15
Теги
14.12.2015 08:15

Перспективы создания в Иркутске опорного вуза

Обсудили в Общественной палате региона

Круглый стол, посвященный перспективам создания в Иркутске опорного университета, состоялся в Общественной палате Приангарья. Конкурс по выбору опорных вузов Минобрнауки РФ проведет в три этапа. Крайний срок подачи заявок на первый раунд – 18 декабря 2015 года. Как отметил на заседании первый заместитель губернатора Иркутской области Виктор Игнатенко, этот раунд уже не для нас, и нужно готовиться к следующему. При этом он обозначил позицию губернатора и правительства региона: опорный вуз в Иркутске должен быть.

В целом в ходе трех раундов конкурса до конца 2016 года планируется выбрать порядка 100 опорных вузов. Участником соревнований на звание лучшего может стать любой государственный университет, принявший решение о реорганизации путем объединения с одним или несколькими высшими учебными заведениями. Отраслевые вузы (медицинские, сельскохозяйственные, железнодорожные и т.п.) должны предварительно получить согласие своих учредителей, то есть профильных министерств. В конкурсе не могут участвовать филиалы и негосударственные вузы.

Как сообщил проректор по научной работе и международной деятельности ИГУ Александр Шмидт, университеты, претендующие на звание опорных, должны представить проекты программ развития на пять лет. Первые три года программы будут финансироваться за счет государственных субсидий в размере до 200 млн рублей на один вуз в год при обязательном софинансировании в размере не менее 20% из бюджетов субъектов РФ, собственных средств университетов или других источников. В течение последующих двух лет вузы должны реализовывать свои программы самостоятельно.

Статус опорного университета приносит не только деньги. Предполагается, что он даст преференции при распределении контрольных цифр приема по программам магистратуры и аспирантуры, утверждении диссертационных советов, распределении базовой части государственного задания по науке и выделении квот на обучение иностранных граждан.

К окончанию программы опорный вуз должен выйти на выполнение семи ключевых показателей: количество студентов очной формы обучения (не менее 10 тыс. человек), доходы вуза из всех источников (не менее 2 млрд руб. в год), количество укрупненных групп специальностей и направлений, по которым реализуются основные образовательные программы (минимум 20), удельный вес численности обучающихся в аспирантуре и магистратуре (не менее 20% от общего числа), объем научных исследований (не менее 200 тыс. рублей на одного научно-педагогического работника), а также число публикаций, индексируемых в международных системах Web of Science и Scopus (не менее 25 на 100 научно-педагогических работников в год).

Объединяться могут только вузы, расположенные в одном муниципальном образовании.

Иркутский аграрный университет, к примеру, находится в Иркутском районе и в этом процессе не участвует.

Иркутский государственный университет, как выяснилось в рамках круглого стола, хотел бы объединиться с медицинским, но Минздрав РФ и все медвузы страны уже высказались против подобной интеграции.

Ректор ИГМУ Игорь Малов пояснил причину такого решения. Он напомнил, что обучение будущих врачей в основном проходит у постели больного, и факультетские клиники финансируются по госзаданию, минуя систему ОМС. Жители Иркутской области и других субъектов РФ получают медицинскую помощь в таких клиниках за счет федеральных средств. При объединении медвузы перейдут в подчинение Минобрнауки, которое не станет оплачивать лечение больных. Таким образом, пострадают не только медуниверситеты и качество обучения в них, но и субъекты Федерации, которым придется изыскивать в своих бюджетах дополнительные средства на здравоохранение.

Известно, что Министерство транспорта РФ тоже уже высказалось за сохранение своих ведомственных университетов. В итоге, в Иркутске на данный момент остается всего два вуза, которые могут объединиться – это ИГУ и БГУ (Байкальский государственный университет – нархоз недавно вновь сменил название). Однако представители последнего не приняли участие в публичном обсуждении данного вопроса, и позиция экономического вуза осталась невыясненной.

Александр Шмидт напомнил участникам круглого стола, что после завершения очередной реформы высшей школы поддержку получат федеральные, научно-исследовательские и опорные университеты. Остальным нужно будет готовиться к мониторингу эффективности, после которого в строю останутся не все.

В Советском Союзе было немногим более 650 вузов, сейчас в России их 3,5 тыс., и одна из задач реформы – выявить лишних.

Андрей Хоменко, председатель Совета ректоров региона, ректор Иркутского государственного университета путей сообщения, высказал обеспокоенность ситуацией в сфере высшей школы Приангарья в целом.

– В 2019 году научно-исследовательский технический университет (ИрНИТУ) должен будет подтвердить свой статус. Может получиться так, что мы и журавля не поймаем, и синица улетит – и опорный вуз не создадим, и то, что было, утратим. От Совета ректоров губернатору уже направлены предложения по созданию рабочей группы, которая бы вплотную занялась решением этих вопросов, – отметил Андрей Хоменко.

Как сообщил первый заместитель губернатора Иркутской области Виктор Игнатенко, глава региона предложение по рабочей группе поддержал, и на ее первом заседании необходимо будет обсудить обращение в Минобрнауки РФ.

– Сама форма образования опорных университетов путем присоединения одного к другому несет в себе мощный конфликтный потенциал. Нужно предложить Минобрнауки ко второму и третьему раундам конкурса предусмотреть дополнительные формы создания опорных вузов. В частности, разрешить университетам участвовать в конкурсе самостоятельно, без всяких объединений; засчитать предыдущие слияния (ИГУ и ВСГАО), рассмотреть возможность присоединения филиалов вузов, – отметил Виктор Игнатенко.

Второй раунд конкурса стартует весной 2016 года, третий продлится до конца года. По мнению вице-губернатора, шансы победить есть. Главное, предварительно провести консультации с профильными министерствами по ведомственным вузам, внести предложения в Минобрнауки РФ, выстроить диалог с ректорами и выработать конкретное решение.