Неограниченное стремление при ограниченных возможностях
На протяжении вот уже нескольких лет Усть-Ордынский национальный музей в рамках декад или месячников устраивает выставки творческих работ, выполненных людьми с ограниченными возможностями. А таковых самородков в поселке и во всем Эхирит-Булагатском районе достаточно: художники, вязальщицы, мастера декоративно-прикладного искусства. В преддверии Дня инвалидов, который отмечался 3 декабря, мы встретились с Еленой Халмашкиновой, изготавливающей как декоративные изделия, так и предметы быта.
Все началось с нуля
–Думаю, рассказывать обо мне особо-то и нечего, – Елена Владимировна отличается скромностью. – Полагаю, что таких, как я, мастеров-самоучек, в округе достаточно.
Может быть, так-то оно и так, однако нечасто встретишь человека, реализующего свои прирожденные способности в нескольких направлениях и добивающегося признания на конкурсах и выставках различного уровня, в том числе и международного.
– Заниматься войлочным ремеслом я начала лет семь назад, – продолжает Елена Владимировна. – Отправной точкой явилось предложение моей племянницы посетить мастер-классы, проводимые в Иркутском Доме творчества – родственница знала, что я с детства предрасположена к рукоделию, вязание крючком и спицами я освоила еще в раннем детстве и на протяжении долгих лет радовала своих родных и знакомых теплыми вязаными вещами. Увлечение было продиктовано, по большому счету, деревенской будничностью – уроженка села Байтог Эхирит-Булагатского района, как и большинство односельчанок, в семидесятых годах прошлого столетия старалась внести свой вклад в семейную жизнь.
И первый блин не вышел комом – на мастер-классе женщина сваляла женскую беретку, причем, по утверждению опытных специалистов, вполне профессионально. Два года назад наша героиня взялась осваивать новый вид рукотворного творчества – к «арсеналу» используемых ею материалов добавились кожные лоскуты.
Двусторонние шедевры
Неважно, были ли прежде в употреблении изделия, ставшие для мастерицы сырьем, какой изначальный цвет они имели – главное, чтобы кожа была натуральной, не «ширпотребным» дерматином низкого качества.
– Взгляните на это изделие, – Елена Владимировна любовно вертит в руках обыкновенную деревянную вазочку, ее стараниями облаченную в «одежду» из черной кожи и украшенную причудливыми цветами из кожи кремового цвета. – Для того чтобы сотворить цветочные завитушки, материал нужно нагревать, а кожзаменитель при термической обработке испортится, проще говоря, пожухнет и расплавится. Благодаря двухлетнему опыту работы я научилась отличать натуральную кожу от подделок – даже высококачественных заменителей.
Одна из разновидностей творчества – изготовление двусторонних панно: аккуратно вырезанный отрез войлока (квадратный, круглый или же прямоугольный) приклеивается к аналогичному по размеру куску кожи. И по обеим сторонам создаются изображения – как правило, это мини-барельефы из кусочков кожи.
Классический пример – панно под названием «Охотник», созданное в проекции национального колорита, – на «кожаной» стороне оригинальной картины из кусочков кожи выполнено изображение бурятского добытчика зверья, а на замшевом «аверсе» нашли отражение краски рассвета бурятской степи.
Краска, клей, усидчивость, терпение
– Никаких установленных канонов я не придерживаюсь, – делится секретом самобытная мастерица, – конечно, существует масса соответствующих методических рекомендаций. Однако к подобным книжным наставлениям прибегать не доводилось. Признаюсь, что лишь однажды воспользовалась советами из интернета по выбору оптимальной разновидности краски, предназначенной для окрашивания кожаных элементов.
Как выяснилось, самой наилучшей является акриловая, флуоресцентные и гуашевые краски уступают таковой по нескольким позициям. Акрил придает материалу более плотный и устойчивый окрас; к недостаткам вещества можно отнести разве что едкий специфический запах – поэтому сырье я окрашиваю исключительно на улице, в теплое время года. При работе зимой, в помещении, лишь подвожу гуашью мелкие штрихи. Использую в своей работе и глицериновые краски, проблема заключается в том, что необходимые отделочные материалы купить в Усть-Орде непросто – приходится ездить в Иркутск, либо заказывать нужный компонент через знакомых.
Войлочную ткань я изготавливаю самостоятельно, из купленной в магазине крашеной очищенной шерсти. Надо отметить, что процесс войлочного валяния весьма трудоемкий, требующий усилий и времени. К примеру, чтобы свалять основу для небольшого по размеру панно, уйдет не один час.
Череда сапог, плащей и курток…
За два года творческой работы с кожей Елена Владимировна использовала несколько подаренных ей знакомыми и родственниками плащей, курток и сапог, их которых делаются изящные дамские сумочки по качеству не только не уступающие, но даже превосходящие фабричные аксессуары.
Предметы творения продает мастерица крайне редко, только на заказ, в основном же предпочитает дарить друзьям и знакомым. Ее работы ежегодно украшают зал Усть-Ордынского музея на выставке «И невозможное возможно». Отметим, что призеры Усть-Ордынской выставки номинируются для участия в аналогичном конкурсе областного уровня. В 2013 году Елена Владимировна заняла первое место среди участников Иркутской области.
– Для меня это стало полной неожиданностью, – откровенничает сельская умелица. – На этом конкурсе я увидела множество войлочных работ, заслуживающих, на мой взгляд, более высокой оценки.
Отметим, что Елена Владимировна – серебряный призер Международного фестиваля «Алтаргана-2013». Ее войлочные работы украшали конкурсные экспозиции выставочных залов Республики Монголия. Кстати, сейчас ее чаще приглашают для проведения мастер-классов, нежели чем для участия в выставках.
Вернусь в творческую профессию
В прошлом Елена Владимировна, мама двоих детей, почти десятилетие трудилась воспитателем в Байтогском детском саду. После переезда восемь лет назад в Усть-Ордынский и рождения второго ребенка оставила профессиональную стезю. Сейчас нашу героиню все чаще посещают мысли о возможном возврате в профессию, правда, с уклоном в творчество.
– Если предложат должность руководителя кружка декоративно-прикладного творчества, к примеру, в Центре детского творчества или Центре народных промыслов, с удовольствием соглашусь. Подобные предложения поступали и ранее – однако тогда я не считала себя созревшей для наставнической деятельности.