Сессия ЗС рассмотрела 21 законопроект
Среди которых принятие бюджета-2016 и прямые выборы мэра Иркутска
На пленарном заседании 33-й сессии Законодательного Собрания, прошедшей под председательством спикера ЗС Сергея Брилки, присутствовало 38 депутатов. В ходе шестичасовой работы ими был рассмотрен 21 законопроект и 15 проектов постановлений Законодательного Собрания.
Федеральная казна поддержала областной бюджет
Нынешняя корректировка бюджета-2015 – уже третья за год. И каждый раз была надежда, что, как и в прошлые годы, областная казна пополнится собственными дополнительными доходами. К сожалению, надежды не оправдались. Ни в июне, ни в октябре, ни в декабре налоговые сборы не принесли ни одного миллиона сверх того, что было записано в бюджете год назад.
Более того, как рассказала областной министр финансов Наталия Бояринова, в некоторых случаях не достигнуты даже прогнозные цифры. Особенно «подвел» налог на доходы физических лиц (НДФЛ), второй по наполняемости бюджета после налога на прибыль предприятий. Его недобор составит примерно полтора миллиарда рублей. Примерно на такую же сумму выпали из доходной части акцизы на пиво (в связи с закрытием ангарского пивного завода) и налог на имущество организаций.
Эту дыру в бюджете не сумела закрыть даже хорошая собираемость ряда других налогов. Так, например, налог на добычу полезных ископаемых подрос почти на полмиллиарда рублей и по всем прогнозам должен принести в бюджет почти 2 млрд рублей. Увеличатся на 382 млн рублей и доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты, составив в общей сложности более 3,6 млрд рублей. И, тем не менее, отставание от проектных отметок составило в общей сложности около 400 млн рублей.
Выручила полученная из федеральной казны дополнительная дотация на бюджетную сбалансированность в размере 2,9 млрд рублей. С учетом ранее предоставляемых области дотаций общий объем федеральной помощи в текущем году составил 7 млрд рублей.
Уточнение расходов областного бюджета, по словам министра финансов, коснулось в основном трех моментов. Это, во-первых, выделение дополнительно 464 млн рублей на оказание мер социальной поддержки, во-вторых, предоставление субсидий в размере 565 млн рублей на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным образованиям первого и второго уровней и, в-третьих, направление дополнительно 120 млн рублей Байкальской пригородной пассажирской компании на возмещение расходов по перевозке пассажиров и еще 364 млн рублей – на возмещение выпадающих доходов теплоэнергетикам и обеспечение бесперебойного отопительного сезона.
У вице-спикера, председателя комитета по бюджету Натальи Дикусаровой возникли сомнения: сумеют ли министерства, получая солидные дополнительные финансы, освоить их за то короткое время, что остается до конца года? Как заверила министр финансов, деньги будут переведены в оперативном порядке и будут использованы по назначению до нового года.
В окончательном варианте параметры бюджета-2015, принятого на сессии сразу в трех чтениях, выглядят следующим образом: доходы – 104,7 млрд рублей, расходы – 115,1 млрд рублей, дефицит бюджета – 9,4 млрд рублей, или 12,5% от собственных налоговых и неналоговых доходов. Госдолг сокращается на 48 млн рублей и составит 21,5 млрд рублей.
Утвердив поправки к бюджету текущего года, депутаты перешли к рассмотрению в третьем окончательном чтении бюджета-2016. К нему практически не было претензий: большинство депутатских предложений, касающихся увеличения ассигнований на проект «Народные инициативы» и завершение строительства ряда социальных объектов, были приняты правительством еще в ходе двух первых чтений.
Как сообщила Наталья Дикусарова, возглавляемый ею комитет по бюджету подготовит постановление Законодательного Собрания с перечнем мероприятий, которые подлежат первоочередному финансированию в случае получения в будущем году дополнительных доходов. В их числе: увеличение дотаций сельскому хозяйству и выделение денег на реконструкцию родильного дома в городе Усолье-Сибирское.
Большинством голосов (при одном воздержавшемся) проект бюджета-2016 был принят в окончательном виде. Его доходная часть утверждена в размере 101,5 млрд рублей, расходная – 108,9 млрд рублей при дефиците в 7,4 млрд рублей.
Спор о способах избрания мэра Иркутска
На сессии была рассмотрена инициатива председателя комиссии по Регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями ЗС Владимира Матиенко по изменению областного закона «Об отдельных вопросах формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области».
Необходимость внесения изменений, по словам автора поправок, продиктована тем, что «город Иркутск лишился права выбирать своего мэра всенародным голосованием».
– Как показывают различные опросы, сами жители Иркутска за прямые выборы. Они обладают достаточно высокой гражданской позицией и вправе выбирать себе мэра. Я еще в июне прошлого года внес законопроект по возвращению прямых выборов. По разным причинам его рассмотрение откладывалось.
Один из главных аргументов в пользу изменения закона – избирая депутатов, жители города не делегировали им права по выбору мэра из своей среды, а следовательно, и сам мэр, избранный по новой системе, не обладает достаточной легитимностью. Правда, Владимир Матиенко не подвергает сомнению законность избрания нынешнего мэра, давая ему возможность отработать положенный срок. Предлагаемая им поправка должна вступить в действие только через пять лет, при выборах нового главы администрации областного центра.
В поддержку инициативы Владимира Матиенко выступил депутат Сергей Бренюк: «В России менталитет таков, что люди особо ценят свое право выбирать первых лиц, как в государстве, так и в городе. Об этом надо помнить и граждан в этом отношении уважать». Уполномоченный по правам человека в Иркутской области Валерий Лукин напомнил, что статья 3 Конституции РФ считает высшим и непосредственным выражением власти народа свободные выборы. «Отказ от прямых выборов мэра, я считаю, это фактически признание отсутствия свободных выборов».
Большинство депутатов, по всей видимости, придерживалось точки зрения, высказанной депутатом Александром Балабановым:
– Если поправка вступит в действие только через пять лет, то чего мы будем торопиться и политизировать эту тему в преддверии выборов в Госдуму. Давайте рассмотрим ее в 2017 или в 2018 году. Зачем делать резкие движения: то принимаем, то отклоняем… Давайте посмотрим, как будет работать нынешний мэр, а потом уж делать выводы.
За принятие поправки высказались лишь восемь депутатов – членов фракций политических партий КПРФ и «Гражданская платформа».
Новая редакция земельных законов
Необходимость принятия областного закона «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан» продиктована тем, что в марте 2015 года был внесен ряд существенных изменений в Земельный кодекс РФ, поэтому было предложено принять новый региональный закон взамен существующего закона № 8-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан».
Новый закон сохранит преемственность закона № 8-ОЗ, вместе с тем внесен и ряд существенных изменений. По словам вице-спикера, председателя комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве Кузьмы Алдарова, новая редакция закона предполагает учет граждан и выделение им земельных участков по месту жительства. Под это правило не попадают лишь переселенцы из районов Крайнего Севера и многодетные семьи. Для них земельные участки могут быть предоставлены и на федеральных землях, выделенных под эти цели в Ангарском и Иркутском районах.
Одна из 40 поправок, поступивших в комитет в ходе второго чтения, разрешает супругам, проживающим в разных муниципальных образованиях, получить земельный участок по месту жительства одного из них. По предложению спикера Сергея Брилки законопроект дополнен положением, по которому информация о каждом земельном участке должна содержать сведения о наличии инженерно-технических сетей.
Еще один законопроект в сфере землепользования «Об отдельных вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения в Иркутской области» претерпел изменения. И изменения очень существенные. В нем изменена ставка выкупа земель сельхозназначения, предоставленных ранее сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам на правах постоянного (бессрочного) пользования. Она уменьшена с 15% от кадастровой стоимости до полутора процентов.