Илья Резник: Никогда не гнался за престижным статусом
Новый министр по физической культуре, спорту и молодежной политике Иркутской области Илья Резник пришел на свою должность уже подготовленным специалистом. Он несколько лет отработал заместителем руководителя спортивного ведомства. Период для дебюта в должности выдался не самым простым, в условиях кризиса приходится работать с довольно скудным бюджетом, а проблем в отрасли хоть отбавляй. Об этом он рассказал в интервью газете «Областная».
– Илья Юрьевич, в региональном бюджете 2016 года на спорт выделяется сумма чуть ли ни в два раза меньше, чем в текущем году. Не пострадает ли от этого спортивная отрасль?
– У физической культуры и спорта всегда был небольшой бюджет, поэтому любое его сокращение кажется значительным. Так получилось, что в текущем году завершается федеральная целевая программа, и мы закрываем по ней свои долги – вводим два бассейна. Причем их федеральное софинансирование было произведено еще в 2013 году, в частности, по шелеховскому спортсооружению, а областные деньги выделены только в этом. Всего нынче вводится в строй, в том числе и по долгам прошлых лет, пять объектов – два футбольных поля, два бассейна и спортивный зал в поселке Еланцы. На следующий год нам добавили 52,2 млн рублей на реконструкцию спорткомплекса «Химик» в Усолье-Сибирском – капитальный ремонт игрового зала и приведение в порядок спортивного ядра стадиона, где будет уложено искусственное футбольное покрытие.
Госпрограмма делится на две части. Одну, касающуюся спортивной инфраструктуры, финансирует минстрой, другую – минспорта. Так вот по линии нашего министерства на основные мероприятия идет даже увеличение финансирования – почти на 19 млн рублей. Считаю, что в целом бюджет по сравнению с 2015 годом не такой плохой, как кажется на первый взгляд. В части обеспечения спортивной подготовки, деятельности спортшкол, проведения соревнований мы останемся в плюсе.
– Но получается, мы в следующем году почти не будем строить?
– Будем. Я уже пояснял, что мы торопились принять участие в федеральной целевой программе. Заявились в нее для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса в Тулуне на условиях софинансирования, этот ФОК Виталий Мутко пообещал Наталье Воробьевой после победы на Олимпийских играх в Лондоне. У нас также запланированы средства на достройку ФОКа в Нижнеудинске, а если учесть спортзал и стадион в Усолье, то набирается уже четыре объекта. Плюс, мы планируем направить заявку на проект «Единой России», по которому федералы дают средства на закупку оборудования небольших малобюджетных стадионов и каркасно-тентных хоккейных кортов. Уже обсудили этот вопрос с администрациями Иркутска, Ангарска и Свирска, и эти муниципальные образования подтвердили, что они готовы найти средства на софинансирование, чтобы участвовать в партийном проекте.
– Вы хоть и недавно стали министром, но новичком вас не назовешь – отработали четыре года в должности заместителя министра, состояние отрасли знаете отлично. За эти годы в регионе появилось довольно много новых спортобъектов. Мы подросли в статистике по доступности спортивной инфраструктуры или все еще находимся в числе отстающих?
– Доступность подросла незначительно, у нас изначально была очень низкая стартовая позиция. Самая высокая нагрузка на спортсооружения в Иркутске, Ангарске и Братске, в среднем в 10 раз выше, чем в других муниципальных образованиях. В этих трех городах катастрофическая нехватка залов, новых стадионов. Несмотря на то, что объекты строились, и программа реализовывалась, мы далеки от ведущих регионов. По обеспеченности спортивной инфраструктурой Иркутская область находится в седьмом десятке по стране. Динамика не самая лучшая, и экономическая ситуация не позволяет говорить о том, что мы сейчас все кардинально изменим.
– А в тех муниципалитетах, где появились новые ФОКи и плоскостные сооружения, растет число занимающихся физической культурой? В том же Усть-Ордынском округе построены пять физкультурно-спортивных комплексов.
– Округ у нас один из лидеров по числу систематически занимающихся спортом. Были моменты, как в том же Баяндае, когда мы приезжали утром, ФОК стоял пустой. Оказалось, что школьники на учебе, и заниматься больше некому. Тогда мы договорились, чтобы утренние часы отдали ветеранам, инвалидам, пенсионерам, оздоровительным группам. Эффект от новых объектов есть, но, опять же, это не сиюминутное дело.
– Не пострадает ли детско-юношеский спорт в это кризисное время?
– Что касается областных ДЮСШ, то обеспеченность на командирование и инвентарь крайне низкая. По базовым видам спорта, а их у нас 14, мы закладываем софинансирование, и федеральный центр нам дает порядка 6 млн рублей ежегодно на приобретение спортоборудования. С массовым спортом сложнее. Конечно, это в первую очередь касается муниципальных образований. Проблема решается зачастую за счет средств родителей, где-то руководители вынуждены идти на поиски спонсоров. Но тех ребят, кто попадает в сборные области, мы командируем за счет министерства, за счет центра спортивной подготовки. Если говорить о заработной плате тренеров, она выплачивается в полном объеме и своевременно. Также мы выделяем деньги на аренду залов.
– Перейдем ко взрослому спорту. Впереди летняя Олимпиада в Рио-де-Жанейро, много представителей Иркутской области претендуют на поездку в Бразилию?
– Есть список из 22 спортсменов. Конечно, многие там находятся условно и вряд ли попадут в сборную России. Если говорить о реальных кандидатах, то я сильно надеюсь на Володю Краснова, нашего основного эстафетчика, Ангелину Краснову-Жук, Алену Лутковскую, это что касается легкой атлетики. Безусловно, претендентки номер один – братчанки Олеся Кузнецова и Ира Долгова в дзюдо. В пулевой стрельбе брат с сестрой Соколовы традиционно претендуют на место в сборной. Надеемся до последнего на Рому Кузнецова в тхэквондо. Не забываем про Александра Богомоева, который в параллельном зачете выступает за Иркутскую область, сильнейшего борца-вольника в своем весе. Также в параллельном зачете рассчитываем на борицу Наталью Нагорных. Есть в кандидатах Лиза Пермякова в плавании. И большая надежда на наших паралимпийцев.
– Нельзя обойти вниманием игровые виды спорта. Профессиональные клубы испытывают трудности с финансированием, это и футбольный «Байкал», и баскетбольный «Иркут», и волейбольная «Ангара». Мы сохраним эти команды?
– Есть разные подходы работы с профессиональными клубами. В некоторых регионах клубы традиционно содержатся за счет областного или местного бюджетов. Где-то есть спонсоры из числа градообразующих предприятий.
Возьмем позитивный пример – хоккейный клуб «Байкал-Энергия». Он имеет свою детскую школу, на матчи приходит много болельщиков, конечно, быть спонсором такой команды почетно. Огромное спасибо «Иркутскэнерго», другим компаниям, поддерживающим «Байкал-Энергию». И, дай бог, команде добиться тех высоких результатов, которые перед ней поставлены.
Теперь обратный пример. Футбольный клуб «Байкал». Команда вышла в ФНЛ, но, к сожалению, болельщики ее не видят, потому что часть домашних матчей проводятся за пределами региона. Но даже на тех играх, которые прошли в Иркутске, за исключением кубковой встречи с ЦСКА, не видно полных трибун. И здесь должно быть движение с двух сторон. Клубу необходимо популяризировать футбол, привлекать на матчи зрителей, выпускать на поле иркутских футболистов, а с нашей стороны – помогать в поиске спонсоров. Сложно доказать меценатам необходимость вкладывать деньги в команду, в которой выступает не так много своих воспитанников, а болельщики не жалуют походами на стадион. Безусловно, футбольный «Байкал» нужен региону, и у воспитанников детско-юношеских школ должна быть перспектива выступать в иркутской команде.
Сошлюсь на родной для меня вид спорта баскетбол. На матчи ЦСКА в «Единой лиге ВТБ» полупустой зал, просто болельщики не ассоциируют себя с командой, в которой первую скрипку задают американские игроки. На клуб тратятся сумасшедшие средства, но это не служит развитию российского баскетбола, достаточно посмотреть, как прозябает сборная страны. Таких перекосов быть не должно. Мы сейчас в ежедневном режиме решаем вопросы по профессиональным командам. Хотя понятно, что вопросы профессионального футбола не так важны, как выплата зарплаты бюджетникам или разморозка котельной где-нибудь на севере региона, но губернатор и председатель правительства уделяют достаточное внимание профессиональным клубам. Позиция главы области такова – в любом случае, все команды надо сохранить, нельзя ими жертвовать по политическим или экономическим причинам. Но надо изменить подходы. Сейчас клубы живут задачами, поставленными на месяц, иногда на полгода, нет ни одной команды со 100-процентным финансированием до конца сезона, за исключением «Байкал-Энергии» и ангарского «Ермака», который сидит на муниципальном бюджете. Но «Ермак» имеет свою успешную детскую школу, на его матчи стремятся зрители, и люди готовы к тому, что часть их налогов уходит на поддержку хоккейной команды, это бренд Ангарска. Это к тому, что я сказал выше, клубы должны работать системно по привлечению зрителей, и тогда легче будет найти финансирование.
– Илья Юрьевич, и последний вопрос, уже скорее личного характера, как вам в должности министра?
– Никогда не гнался за престижным статусом. Времени катастрофически ни на что не хватает. Работы заметно прибавилось, и семья перестала меня видеть. И внимания ко мне стало больше, в том числе и со стороны прессы, но это побочный эффект. Не буду говорить, что тяжело, сам понимал, на что шел. Интересно, ответственно и почетно.