Дух Парижа в музее им. Сукачева
Выставка французского постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека «Paris, Paris…» открылась в Иркутском областном художественном музее 9декабря. В экспозиции представлены 52 литографии из частных европейских коллекций, хранящихся в галереях Санкт-Петербурга. Полотна художника дышат яркой роскошной и беспечной эпохой, именуемой «La Belle É poque» – «прекрасная эпоха».
Искусство плаката, афиши и печатной графики демонстрирует суть бурлеска кабаре в разных вариациях. Картины рассказывают о блеске богемной жизни Парижа. Выставка разделена на три хронологические части: раннее творчество художника – зарисовки, портреты и различные бытовые сцены; зрелое творчество, куда входят афиши и плакаты; и последний цикл автора, включающий серию работ о цирке и французских писателях.
Анри де Тулуз-Лотрек всегда стремился выйти за рамки привычного. Потомок древнего аристократического рода обращался за вдохновением зачастую к самым низшим сословиям общества. Лотрек был завсегдатаем шумных кабаре, домов терпимости и ночных притонов. Многие современники считали его излишне публичным человеком. Говорили, что жизнь этого живописца пестра, как наряды танцовщиц «Мулен Руж».
С любовью, юмором и добротой Лотрек впустил людей «второго сорта» на свои полотна, представив их образы карикатурными и гротескными. Так, на цветной литографии «Сидящая клоунесса» художник изобразил Ша-Ю Као. Женщина восхищала Лотрека своей жизненной энергией и талантами: эта танцовщица кроме «Мулен Руж» параллельно работала клоуном в «Новом цирке». Художник изобразил Ша-Ю Као в кулуарах цирка: она сидит в свободной непринужденной позе, широко расставив ноги, с опущенными и удобно сложенными руками. Женщина одета в черное платье с ярким пятном пышной желтой оборки, которая намеренно притягивает взгляд ко всей композиции.
Еще одна работа художника рассказывает о судьбе Аристида Брюана, одного из популярнейших в свое время певцов и поэтов. В 15 лет, лишившись отца, он бездельничал в бистро и кабаках, где научился петь и раззадоривать публику. В 1885 году Брюан уже открыл собственное кабаре под названием «Мирлитон». Люди готовы были стоять в огромных очередях, только чтобы попасть в «Мирлитон».
Художнику удалось в своем творчестве показать, что за внешним блеском богемной жизни кроется истинное, не всегда приглядное лицо реальности.
Директор Иркутского областного художественного музея им. Сукачева Александр Гимельштейн выразил свое мнение по поводу актуальности выставки для иркутян:
– В XIX веке было общепризнанное понятие, что Иркутск – это сибирский Париж. И это говорилось не в шутку или из лести. На выставке можно почувствовать дух Парижа, Монмартра и, может быть, немножко Сибири XIX века. Этот дух в простых, на первый взгляд, а на самом деле очень сложных и тончайших литографиях и выразил Лотрек.
О непростой судьбе художника рассказала заместитель директора по науке Иркутского областного художественного музея им. Сукачева Татьяна Огородникова:
– Известный факт, что в 13 лет Анри, вставая с кресла, сломал шейку бедра левой ноги. Через год мальчик попал в канаву и получил перелом шейки бедра правой ноги. После этого ноги художника перестали расти и оставались длиной 70 см на протяжении всей жизни. Это изуродовало его фигуру. К 20 годам он, можно сказать, стал карликом. В аристократическом обществе для Анри не стало места. Зато Монмартр с его свободной творческой атмосферой принял художника таким, каков он есть. Здесь он смог полностью посвятить свою жизнь искусству. Художник умер в возрасте 36 лет. Признание пришло к нему спустя несколько лет после смерти.
Специально для выставки были разработаны информационные стенды, в которых рассказывается о жизни мастера, в частности, об истории его трагического детства, становлении в качестве художника, формировании собственного стиля.
Через картины, полные блеска, Лотрек общается со зрителем. Даже уличные афиши он превращает в произведения искусства. Они делались в большом количестве в технике литографии. Лотрек в свое время предугадал то, что потом развивалось в рекламе XX века.
Анри де Тулуз-Лотрек внес свой несомненный вклад в развитие изобразительного искусства. Он не был первым и единственным художником, запечатлевшим бурную жизнь ночного Парижа, однако его творческая оценка, подчас нелицеприятная, остропсихологическая ставит его работы на особое место.
Работа выставки продлится до 16 февраля 2016 года.