21.12.2015 09:00
Рубрики
Книги
Теги
#книга
21.12.2015 09:00

Про любовь и гаджеты

Дэвид Кроненберг «Употреблено» (18+)

Издательство «Corpus», 2015

Культовый режиссер подался в писатели. Литературный дебют в 70 лет. Не поздно ли? А какая, собственно, разница… В кино он сделал все, что мог, и все, что хотел. Съемочная площадка все-таки не самое спокойное место на планете, а когда ты разменял восьмой десяток, нет ничего лучше уютного кабинета, удобного стола и ноутбука на нем. И ведь режиссер на пенсии пишет не воспоминания, а сочиняет самый настоящий «фикшен».

Рука мастера чувствуется сразу. Это все тот же Кроненберг, только на бумаге. Человек большую часть своей жизни снимал кино про превращения, будь то «Муха» или «Автокатастрофа», даже «Невыносимая жестокость» тоже о том, как трансформируется человек. Так что в «Употреблено» тоже достаточно трансформаций, но есть одна главная – старение.

Автор не откладывает дела в долгий ящик и сразу берет быка за рога. Сначала небольшая зарисовка из жизни современных журналистов. Наоми и Натан – по тридцать. Они колесят по свету, обвешанные всевозможными гаджетами, и фиксируют события на видео, фото и ауди. Натан специализируется на медицинской тематике. Он находится в Будапеште, где пишет материал о новом методе лечения рака молочной железы. А Наоми – в Париже, где расследуется одно странное убийство: убита и съедена профессор философии из Сорбонны Селестина Аростеги. Произошло преступление в ее собственной квартире, и, судя по всему, съедена на собственной кухне. Главный подозреваемый – муж Аристид. Он тоже профессор философии в Сорбонне. Причем это не просто профессорская пара, а звездная семейная пара, гордость нации. Есть такая слабость у французов, любят они своих философов.

Убитой было за шестьдесят, супругу, подавшемуся в бега, столько же. Они были философами постнеомарксистского толка: изучали и критиковали общество потребления, не любили капитализм и так далее. Ах, да, оба, несмотря на возраст, имели обширные сексуальные связи со студентами, так как считали такое поведение «инструментом обучения, признававшимся законным на протяжении трех тысячелетий, который теперь считают дикостью».

В СМИ гадают о мотивах Аристида и приходят к мнению, что «употребить» жену его толкнули философские взгляды.

Наоми удается узнать, что Аристид скрывается в Токио. Она летит на другой конец земного шара, пересекаясь на несколько часов в одном голландском отеле с Натаном, они занимаются там сексом, и это будет их единственная встреча на страницах романа. Натан отправится в Торонто, а Наоми найдет профессора в японской столице.

Невооруженным глазом видно, что автор помешан на современной электронике. С такой любовью он описывает различные электронные устройства, оказывающиеся в руках героев. Невольно задумываешься, что чувства персонажей,  разделенных тысячами километров, без этих устройств – ничто. По сути,  Кроненберг утверждает нехитрую по нынешним временам мысль – единственная подлинная литература сегодня – это руководство пользователя.

«Цифровое поколение» способно поддерживать виртуальные отношения, в отличие от тех, кому за шестьдесят, все еще состоящих из плоти и крови.