Кинопремьера. «Костяной томагавк»
«Костяной томагавк» (Bone Tomahawk) (18+)
США, 2015
Режиссер: С. Крейг Цалер
В ролях: Курт Рассел, Патрик Уилсон, Мэттью Фокс, Ричард Дженкинс, Лили Симмонс
Позапрошлый век, Дикий Запад. Двое бандитов случайно забрели на индейское кладбище и подверглись атаке каких-то лютых чудовищ в человечьем обличии. Одного бандита зарубили костяным томагавком, а другой сбежал и скрылся в городке Брайт-Хоуп. Да вот беда – по горячим следам сюда же прискакали те вооруженные «чудовища». То есть это, разумеется, люди, индейцы, но принадлежащие к совершенно дикому, атавистическому племени. Они даже не владеют никакой речью и до сих пор практикуют каннибализм. Это бывает – за темпами эволюции поспевает не всякий.
А вот городок Брайт-Хоуп (население – двести с чем-то человек), наоборот, вполне цивилизованный. Здесь даже шериф (Курт Рассел) – очень приличный человек. Когда нагрянувшие каннибалы похитят троих жителей города, именно шериф Хант возглавит небольшой отряд по их спасению. В команду кроме него войдут самодовольный расист Брудер (Мэттью Фокс), развязный старик Цикорий (Ричард Дженкинс) и бравый ковбой О’Дуайр (Патрик Уилсон). У этого последнего сломана нога, но не отправиться в погоню он никак не мог, ведь каннибалы забрали с собой его жену Саманту (Лили Симмонс).
Те заинтересованные зрители, которые слышали о «Костяном томагавке», но еще не смотрели его, вероятно, размышляют сейчас о том, что в кино, кажется, вернулась мода на людоедский трэш (мерзопакостный субжанр, зародившийся в Италии на рубеже 80-х годов). Ведь совсем недавно вышел каннибальский хоррор «Зеленый ад», поставленный Элаем Ротом, приятелем и последователем Квентина Тарантино.
В «Костяном томагавке» влияние Тарантино тоже очень ощутимо, но какой-либо трэшевостью здесь и не пахнет. На девяносто процентов это все-таки вестерн, а фильм ужасов – только на десять. Впрочем, эти десять процентов (то есть минут двенадцать от продолжительност
Иными словами, сразу после просмотра «Костяного томагавка» любой поймет, что этот фильм следует сравнивать не с «Зеленым адом» и прочей расчлененкой, а всего лишь с некоторыми ревизионистскими вестернами последних лет. Жестокими, конечно, ну так на то они и ревизионистские.
Можно вспомнить, например, австралийский фильм 2005 года «Предложение», где звезды интеллектуальног
Еще больше «Костяной томагавк» напоминает мощную американскую картину «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007). В ней радикально переосмыслились мифы и легенды о банде Джесси Джеймса, которыми Голливуд кормился чуть ли не с начала киновремен. Людоедов в «Роберте Форде», положим, не было, но изуверства тоже хватало.
Лишь из-за этих пресловутых каннибалов «Костяной томагавк», казалось бы, допустимо рассматривать как уникальный артефакт, редкую птицу, дотоле ни разу не залетавшую на большой экран. Но, увы, режиссер-дебютан
Тем не менее «Томагавк» – нестыдная, профессиональная
И все-таки людоедская тема не должна сильно смущать и отвращать от «Костяного томагавка» поклонников недавних нетленок фронтирной тематики вроде «Железной хватки» и «Джанго освобожденного». Во-первых, режиссер Цалер (он же, кстати, сценарист и композитор этого фильма) – дебютант. Во-вторых, до него на схожем поле работали истинные титаны кинематографа. О чем говорить, если почти все, что можно было рассказать об индейской жестокости с исторической точки зрения, давным-давно поведал нам Мел Гибсон в своем монументальном «Апокалипсисе»…
В-третьих, бюджет «Томагавка» – менее двух миллионов долларов; за такие деньги жанровое кино теперь не снимают даже в России. И в таких условиях Цалер умудрился сделать что-то вполне пристойное – да за одно это продюсеры его на руках носить должны. Наверняка уже и понесли, так что об этом Цалере в очень скором времени мы еще обязательно услышим.