24.12.2015 13:45
Рубрики
Фильмы
Теги
#кино
24.12.2015 13:45

Кинопремьера. «Костяной томагавк»

«Костяной томагавк» (Bone Tomahawk) (18+)

США, 2015

Режиссер: С. Крейг Цалер

В ролях: Курт Рассел, Патрик Уилсон, Мэттью Фокс, Ричард Дженкинс, Лили Симмонс

Позапрошлый век, Дикий Запад. Двое бандитов случайно забрели на индейское кладбище и подверглись атаке каких-то лютых чудовищ в человечьем обличии. Одного бандита зарубили костяным томагавком, а другой сбежал и скрылся в городке Брайт-Хоуп. Да вот беда – по горячим следам сюда же прискакали те вооруженные «чудовища». То есть это, разумеется, люди, индейцы, но принадлежащие к совершенно дикому, атавистическому племени. Они даже не владеют никакой речью и до сих пор практикуют каннибализм. Это бывает – за темпами эволюции поспевает не всякий.

А вот городок Брайт-Хоуп (население – двести с чем-то человек), наоборот, вполне цивилизованный. Здесь даже шериф (Курт Рассел) – очень приличный человек. Когда нагрянувшие каннибалы похитят троих жителей города, именно шериф Хант возглавит небольшой отряд по их спасению. В команду кроме него войдут самодовольный расист Брудер (Мэттью Фокс), развязный старик Цикорий (Ричард Дженкинс) и бравый ковбой О’Дуайр (Патрик Уилсон). У этого последнего сломана нога, но не отправиться в погоню он никак не мог, ведь каннибалы забрали с собой его жену Саманту (Лили Симмонс).

Те заинтересованные зрители, которые слышали о «Костяном томагавке», но еще не смотрели его, вероятно, размышляют сейчас о том, что в кино, кажется, вернулась мода на людоедский трэш (мерзопакостный субжанр, зародившийся в Италии на рубеже 80-х годов). Ведь совсем недавно вышел каннибальский хоррор «Зеленый ад», поставленный Элаем Ротом, приятелем и последователем Квентина Тарантино.

В «Костяном томагавке» влияние Тарантино тоже очень ощутимо, но какой-либо трэшевостью здесь и не пахнет. На девяносто процентов это все-таки вестерн, а фильм ужасов – только на десять. Впрочем, эти десять процентов (то есть минут двенадцать от продолжительности фильма) таковы, что слабонервных, как говорится, просим не беспокоиться. Но столь леденящие сцены повествовательно оправданы, так что и в них «Томагавк» не опускается до уровня бездарной дешевки.

Иными словами, сразу после просмотра «Костяного томагавка» любой поймет, что этот фильм следует сравнивать не с «Зеленым адом» и прочей расчлененкой, а всего лишь с некоторыми ревизионистскими вестернами последних лет. Жестокими, конечно, ну так на то они и ревизионистские.

Можно вспомнить, например, австралийский фильм 2005 года «Предложение», где звезды интеллектуального кино (Джон Херт, Гай Пирс, Эмили Уотсон) разыграли душераздирающую нелицеприятную драму, которая по части всяческих зверств оставила далеко позади даже фильмы Сэма Пекинпа, выдающегося режиссера, отснявшего в свое время наиболее лютые из классических вестернов.

Еще больше «Костяной томагавк» напоминает мощную американскую картину «Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» (2007). В ней радикально переосмыслились мифы и легенды о банде Джесси Джеймса, которыми Голливуд кормился чуть ли не с начала киновремен. Людоедов в «Роберте Форде», положим, не было, но изуверства тоже хватало.

Лишь из-за этих пресловутых каннибалов «Костяной томагавк», казалось бы, допустимо рассматривать как уникальный артефакт, редкую птицу, дотоле ни разу не залетавшую на большой экран. Но, увы, режиссер-дебютант С. Крейг Цалер для такого взгляда на его ленту недостаточно амбициозен. Да и попросту не столь уж неслыханно талантлив. Уж никак не новый Тарантино.

Тем не менее «Томагавк» – нестыдная, профессиональная, добротная и попросту интересная картина. Особенно для тех, кто любит вестерны. Эти любители, несомненно, заметят к своему удовольствию, что фильм Цалера строится по лекалам такой абсолютной голливудской классики, как картина «Искатели» (1956) – пожалуй, наиболее великий из многочисленных вестернов Джона Форда с Джоном Уэйном. А вот тот факт, что здешние людоеды до боли похожи на мерзких монстров из британского ужастика «Спуск» (2005), наверное, уже не всем киноманам придется по душе.

И все-таки людоедская тема не должна сильно смущать и отвращать от «Костяного томагавка» поклонников недавних нетленок фронтирной тематики вроде «Железной хватки» и «Джанго освобожденного». Во-первых, режиссер Цалер (он же, кстати, сценарист и композитор этого фильма) – дебютант. Во-вторых, до него на схожем поле работали истинные титаны кинематографа. О чем говорить, если почти все, что можно было рассказать об индейской жестокости с исторической точки зрения, давным-давно поведал нам Мел Гибсон в своем монументальном «Апокалипсисе»…

В-третьих, бюджет «Томагавка» – менее двух миллионов долларов; за такие деньги жанровое кино теперь не снимают даже в России. И в таких условиях Цалер умудрился сделать что-то вполне пристойное – да за одно это продюсеры его на руках носить должны. Наверняка уже и понесли, так что об этом Цалере в очень скором времени мы еще обязательно услышим.