Как будут ездить автобусы, троллейбусы и трамваи
Обсудили депутаты Заксобрания региона
Проект закона Иркутской области об отдельных вопросах организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и электрическим транспортом вызвал на заседании комитета по собственности и экономической политике Законодательного Собрания региона бурную дискуссию. Представители регионального парламента, правительства области, а также других заинтересованных служб и ведомств решили создать рабочую группу для обсуждения данного вопроса.
Необходимость в разработке проекта возникла в связи с принятием в июле этого года федерального закона об организации регулярных перевозок автомобильным и электрическим транспортом. Как было отмечено на заседании комитета, этот документ ждали давно.
Он регулирует введение и отмену маршрутов, допуск к перевозкам и контроль за ними, использование объектов транспортной инфраструктуры; устанавливает правила утверждения тарифов. В дополнение внесены изменения в КоАП РФ, которыми вводятся административные санкции за нарушение закона в сфере пассажирских регулярных перевозок. В частности, использование автобуса, трамвая или троллейбуса при отсутствии карты маршрута повлечет за собой наложение штрафа на водителя в размере 5 тыс. рублей; на должностных лиц – 30 тыс. рублей; на юридических и ИП – 300 тыс. рублей. Большая часть статей закона вступит в силу 11 января 2016 года, некоторые – в июле.
Закон Иркутской области об отдельных вопросах организации регулярных перевозок был внесен в Законодательное Собрание губернатором Приангарья Сергеем Левченко 17 декабря. В рамках сессии 25 декабря он должен быть принят, других вариантов нет. Однако на заседании комитета отрицательные заключения на представленный законопроект дали Управление федеральной антимонопольной службы по региону, Ассоциация муниципальных образований Иркутской области. Замечания высказало правовое управление Заксобрания.
Дискуссия разгорелась вокруг одной статьи проекта областного закона, которая определяет порядок установления регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам, а именно: передает полномочия по регулированию тарифов на уровень муниципальных образований. Область будет устанавливать тарифы только на перевозки по межмуниципальным маршрутам.
Представитель администрации города Иркутска высказался категорически против включения в проект закона такой статьи, так как она повлечет за собой дополнительные расходные обязательства, а они в муниципальном бюджете не заложены. Стоимость проезда в городском автомобильном транспорте не менялась с 2008 года и составляет 12–13 рублей, при этом экономически обоснованный тариф уже достиг 25 рублей. Так как денег на возмещение выпадающих доходов транспортных предприятий в казне не предусмотрено, расходы лягут на плечи населения – жителям придется платить за проезд вдвое больше, чем сегодня.
Категорически против принятия законопроекта в таком виде высказалась и Ассоциация муниципальных образований Иркутской области. В большинстве территорий региона автомобильные перевозки вообще нерентабельны, а денег на возмещение выпадающих доходов нет и не предвидится.
Алексей Москаленко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области, отметил, что введение такой нормы закона может привести к неконтролируемому повышению тарифов муниципальными образованиями, и, как следствие, к социальному взрыву. Никаких подзаконных актов до сих пор нет, как и по какой методике муниципалитеты должны рассчитывать эти тарифы, непонятно.
Депутат ЗС Геннадий Истомин высказал иную позицию по этому вопросу. По его мнению, город Иркутск, восемь лет не повышая тарифы на перевозки, занимался политесом, а не экономикой.
– Это как на федеральном уровне – всем льготы давали, а теперь денег нет, – привел пример парламентарий.
Он также высказал претензии к разработчикам законопроекта, которые готовили документ так долго, что времени на его детальное рассмотрение уже просто нет.
Представители муниципального автотранспортного предприятия Иркутска пояснили депутатам, по каким причинам в течение нескольких лет тарифы на перевозки не меняются. Их сдерживают частные перевозчики, которые не платят налоги, не содержат автопарк, не занимаются ремонтом машин, не следят за здоровьем водителей и т.д. То есть, они не несут таких серьезных издержек, как муниципальные предприятия, а просто нанимают «рабов» с «маршрутками», и их эксплуатируют. Таким образом, если увеличить тариф на городские перевозки до экономически обоснованного, муниципальный транспорт умрет – никто не станет ездить на автобусах по таким ценам, если маршрутки будут дешевле.
Выслушав множество мнений по предложенному проекту закона, депутаты так и не пришли к консенсусу, и решили продолжить обсуждение. Председатель комитета по собственности и экономической политике ЗС Ольга Носенко предложила заседать хоть до ночи, но найти решение, которое будет вынесено на сессию Законодательного Собрания.