18.01.2016 00:15
Теги
18.01.2016 00:15

Как стать успешным инноватором

В Иркутске в рамках подготовки ко Всероссийскому стартап-туру состоялся мастер-класс «Технологический маркетинг. Как продавать то, что вы изобрели». Опытом с местными инноваторами поделилась продюсер Startup Village, руководитель специальных проектов Фонда «Сколково» Алина Суслова.

– Инноватор, в отличие от ученого-исследователя, всегда думает о коммерциализации продукта, поэтому инновация должна создаваться для решения определенной проблемы, – считает она. – Когда конкретная идея становится прототипом будущей продукции или опытным образцом, очень важно выйти в публичное пространство. Маркетинговая стратегия обеспечивает продвижение товаров и услуг от производителей к потребителям. Желательно, чтобы технологическим маркетингом занимался отдельный, специально подготовленный сотрудник. Именно он должен позиционировать проект в социальных сетях, взаимодействовать с журналистами, правильно подавать информацию. Однако редко стартап может себе позволить иметь в штате такого специалиста, поэтому на начальных порах чаще всего технологическим маркетингом занимаются сами основатели компаний, проектов.

– Где можно научиться элементарным основам технологического маркетинга?

– Единой образовательной программы или дисциплины «технологический маркетинг» нет, но есть различные отдельные мероприятия и курсы. Я советую использовать безграничные возможности Интернета. Например, есть хороший  ресурс https://www.coursera.org/, где можно найти множество бесплатных курсов на разные темы. Там, в частности, есть базовый курс университета Мэриленда (США), посвященный продвижению стартапа. Можно находиться в любой точке мира и осваивать этот курс. Кроме того, российская ассоциация по связям с общественностью проводит мастер-классы по технологическому маркетингу. Навыки продвижения товара можно развивать, для этого требуется умение креативно мыслить и генерировать идеи. Вы можете придумать гениальный технологичный проект, но если вы не продумаете маркетинговую стратегию, вас обойдут конкуренты.

– Что вы посоветуете начинающим стартаперам?

– Желательно, чтобы у стартапа был свой сайт или хотя бы аккаунт в соцсетях. Там необходимо разместить название компании, контакты, небольшие биографии основателей, членов команды. Обязательно наличие доступного описания инновационного продукта. Если команда занимается созданием программного обеспечения или приложений и не имеет физически воплощенного промышленного образца, то можно сделать краткие видеоролики, либо инфографику, которая пошагово рассказывает о сути инновации. Ориентиром может служить то, как сделана инструкция Apple.

– Несколько иркутских проектов являются резидентами «Сколково». На какую поддержку они могут рассчитывать при продвижении своих продуктов?

– Во-первых, у нас есть широкая база СМИ, в которой можно размещать информацию о проектах – рассказывать, как они развиваются, получают инвестиции. «Сколково» сотрудничает как с ключевым российскими бизнес-изданиями, такими как «Коммерсант», «Ведомости», Forbes Russia, так и со специализированным онлайн-ресурсами «Цукерберг позвонит», Cossa.ru, Habrahabr.ru и многими зарубежными медиа.

Во-вторых, «Сколково» проводит крупные мероприятия, где стартапы могут заявить о себе. Одним из них является Russian Startup Tour. Участники конкурса, особенно победители, всегда становятся героями сюжетов и публикаций региональных и федеральных СМИ. В-третьих, мы организуем участие сколковских резидентов во многих российских и международных специализированных конференциях, выставках.

– Назовите ключи к успеху для инноваторов?

– Первый – выстроить отношения с потребителями. Для этого необходима уникальная история, которая расскажет, как инноватор смог решить определенную проблему. В «Сколково» есть проект по созданию проекции навигатора на лобовое стекло автомобиля. Идея появилась интересным образом. Однажды ее автор, двигаясь на низкой скорости в автомобильной пробке, отвлекся на навигатор в смартфоне и попал в аварию. Было бы правильно, подумал он, если бы навигатор проецировался на лобовое стекло. Долго вынашивал эту идею, хотя многие говорили, что реализовать ее невозможно. Так вот человек, не являясь специалистом или разработчиком, сумел собрать нужную команду для создания проекта. Весной 2016 года этот проект должен выйти на рынок как отдельный продукт.

Второй ключ к успеху заключается в том, что для продвижения продукта или проекта нужно использовать все возможные ресурсы. Это касается не только создания сайтов компаний, аккаунтов в соцсетях, публикаций в СМИ. Надо рассказывать всем – друзьям, родственникам, знакомым, коллегам. И это тоже продвижение продукта.

Третий ключ – креативное мышление. Объясню на примере компании Acronis, ее основатель – выходец из России Сергей Белоусов. Один из продуктов компании – это сервис, который обеспечивает перенос, защиту и восстановление данных в физических, виртуальных и облачных средах. Сегодня каждый из нас пользуется огромным потоком информации, и есть риск ее потерять. Чтобы избежать этого, мы сохраняем информацию в облачных сервисах. Это действие стало таким же привычным, как чистка зубов. Так вот специалисты компании сыграли на ассоциациях с чисткой зубов и придумали такой ход. На мероприятии они раздавали журналистам наборы из зубной щетки и нити, на которых был размещен логотип компании.

И, наконец, еще один ключ к успеху – лидер команды. Инвестор смотрит не только на технологию, но и на команду и ее руководителя. Поэтому лидер должен быть сильным, харизматичным человеком. Не каждый обладает такими качествами, но каждый может развить их у себя. Как видите, секрет успеха не связан с возможностями финансирования,  все зависит от полета вашей фантазии и умения генерировать идеи.